Posted 28 октября 2019,, 16:25

Published 28 октября 2019,, 16:25

Modified 30 марта, 15:40

Updated 30 марта, 15:40

Семеро одного ждут

28 октября 2019, 16:25
Игорь Лунев
Если человек не может преодолеть какие-то препятствия, его часто называют слабаком. Но лишь немногих травля мотивирует на борьбу.

Думаю, многие проблемы инклюзии, доступной среды для людей с инвалидностью, будут решены, когда все общество признает порочным принцип «семеро одного не ждут». Когда семеро не будут чувствовать себя нормальными людьми, если не подождут одного, даже если он настолько слабый, что никогда не сможет компенсировать обществу это ожидание никакой пользой: не станет ни знаменитым писателем, ни астрономом, ни программистом, ни артистом, а лишь сможет самостоятельно пользоваться ложкой или научится хотя бы какому-то эмоциональному контакту.

Семеро одного ждут — это правило должно работать не только относительно людей с теми или иными проблемами здоровья. Необходимо, чтобы оно стало универсальным. Слабый должен быть объектом заботы более сильных. В школе самого обычного двоечника и социального дезадаптанта должен вытягивать весь класс — естественно, поскольку речь идет о детях, то под руководством учителей.

Если говорить о чисто физических особенностях, то в той же школе нужно буквально законодательно запретить ставить «двойки» по физкультуре только за то, что ребенок старался, но не смог выполнить какой-то норматив.

По сути такие неудовлетворительные оценки — травля, дискриминация по физиологическому или психологическому принципу. Например, человек маленького роста не в состоянии высоко прыгнуть. А еще может оказаться, что человек не в силах преодолеть страх перед каким-то сложным упражнением.

Увы, у нас до сих пор принято вместо помощи таким людям или снижения требований к ним дразнить их слабаками и трусами. Но лишь немногих из них травля мотивирует на преодоление своих ограничений.

Во взрослой жизни ничего не меняется. Как показывает практика, работает не конкуренция, а сотрудничество. В основе лежит идея о ценности каждого человека по факту его появления в этом мире.

Семеро одного ждут, потому что он важен для них, для всего мира и для себя самого, даже если формально он вообще ничего не может. Пока такой принцип в обществе не работает, социал-дарвинизм является для каждого из нас реальной угрозой. Ведь тем самым одним, которого не ждут семеро, может стать любой из нас и в любую секунду. Полная независимость — опасная иллюзия, что хорошо иллюстрирует фильм Шона Пенна «В диких условиях».

Забота сильного о слабом — изначальная данность. Если она нивелируется, начинается расчеловечивание. Homo sapiens — весьма условный термин, с разумностью у нас всех очень по-разному. Но можно сказать, что человек — это все-таки существо заботливое, то есть в каких-то важнейших аспектах жизни не руководствующееся принципом естественного отбора, считающее конкуренцию лишь одним из инструментов, причем очень локального применения.

Сама природа подсказывает нам пример: если сравнивать человека с другими млекопитающими, то человек рождается недоношенным, ведь новорожденный человеческий младенец вообще не способен существовать без помощи более взрослых особей, тогда как тот же жеребенок, родившись, уже встает на ноги.

Забота сильного о слабом — норма, любой другой подход вообще нельзя назвать человеческим. Скажу даже больше: норма — не только когда семеро сильных ждут одного слабого, но и когда один сильный ждет семерых слабых, ориентируясь на них хотя бы в решении бытовых вопросов.

Одно из лучших интервью, которые я делал, как таковое не состоялось. Что меня сильно воодушевляет. Дело было так. В сельской местности появился дом сопровождаемого проживания для людей с тяжелыми множественными нарушениями развития. И вот хозяин местного продуктового магазина по своей воле решил построить на входе пандус, так как среди них есть колясочники. Он пришел к ним в дом, измерил ширину колясок, после чего осуществил свое намерение.

И вот, когда я стал расспрашивать этого скромного предпринимателя, он не смог поведать ничего «душещипательного» или рассказать какую-то занимательную историю, связанную с инвалидами, — одним словом, ничего такого, чем СМИ предпочитают развлекать читателей. Для него все это было чем-то обычным — в его поселке появились такие люди, значит, нужно сделать, чтобы им было удобно ходить в его магазин. Само их появление он воспринял не просто положительно, а даже очень обыденно: почему они должны жить как-то не так, как все?

По большому счету, интервью не получилось, но мне было радостно видеть столь здоровое восприятие ситуации. В тоне моего собеседника была доброжелательность, но не было ни надрыва, ни жалости, ни изумления. Едва ли он ощущает себя каким-то благотворителем, для него жители дома сопровождаемого проживания — такие же односельчане, как и все остальные, кто живет поблизости. Люди ходят в магазин — значит, он должен быть для них доступен.

Конечно, можно возразить, что предприниматель так расстарался ради прибыли. Но она от него в любом случае никуда бы не делась, ведь если бы эти люди с тяжелыми множественными нарушениями развития не смогли войти в магазин сами, для них те же продукты покупали бы социальные работники и волонтеры дома сопровождаемого проживания. Так что не корысти ради — просто один подождал семерых.

Забавно, что на тот момент в этом доме обитателей было, кажется, как раз семеро.

Игорь Лунев