Posted 31 октября 2019,, 14:40

Published 31 октября 2019,, 14:40

Modified 30 марта, 15:38

Updated 30 марта, 15:38

В петербургской филармонии прозвучит первая феминистская музыка

31 октября 2019, 14:40

3 ноября в Большом зале Филармонии прозвучит фортепианный концерт ля-минор Клары Шуман. Про композитора Роберта Шумана слышали все (включая тех, кто Шумана вообще не слышал), но про его жену Клару как композитора знают только специалисты. Клара известна — да, как жена гения, как муза, как виртуозная пианистка… Мать восьмерых детей… Ее фортепианный концерт — редчайшая вещь, которая нечасто исполняется даже в Германии, не говоря про Россию. Еще бы: первая публикация партитуры датирована 1990-м!

Между тем, фортепианный концерт Клары — совершенно фантастический. Самую его яркую часть, скерцо, она написала 14-летней девочкой. И вся эта музыка — нежная, страстная и строгая — вообще история о том, как умная девочка начинает ощущать в себе женщину. Если угодно, это первая феминистская музыка. То есть это не музыкальная программа феминизма, а реализация идей феминизма, когда женщина позволяет своему уму и сердцу то, что позволяет она, а не то, что дозволяют ей.

Впрочем, 3 ноября в Филармонии начнется все же с «Грез» и фортепианного концерта Роберта Шумана (за роялем — Анна Шелудько), а фортепианный концерт Клары Шуман последует во втором отделении (за роялем — Евгений Изотов: да, гендерная рокировка!).

И — в качестве усилителя вкуса на этом пиру, — за дирижерским пультом специально приехавший в Петербург первый капельмейстер Staatstheater Augsburg Иван Демидов. 29-летний выпускник петербургской консерватории два года назад подписал контракт в Германии и делает там стремительную карьеру. Обратите внимание на фирменное piano Демидова, звучащее сильнее иного forte, и умение в момент высшего эмоционального подъема точно и расчетливо обнажить второй и третий музыкальный пласт, показать детали: сделать бушующее море на минуту прозрачным.