Posted 7 ноября 2019,, 13:30

Published 7 ноября 2019,, 13:30

Modified 1 февраля, 00:11

Updated 1 февраля, 00:11

Прокрустово ложе для петербургского бизнеса

7 ноября 2019, 13:30
Из-за жесткого регулирования и стремления подогнать всех под одну гребенку предприниматели несут убытки, а бюджеты разных уровней теряют миллиарды рублей.

На строгий регламент оформления городских вывесок, введенный в Петербурге в 2017 году, не жаловался разве что ленивый предприниматель. Единым фронтом против мелких букв, однотипных шрифтов и безликого фона выступили в том числе большинство крупных ритейлеров Петербурга, которые также терпят убытки.

Тем не менее регламент соблюдают не все — в центре то и дело возникают временные кустарные таблички и информационные стойки, весьма сильно искажающие лицо города.

Между тем в июле комитет по градостроительству и архитектуре опубликовал версию поправок, в которой проигнорировал главную просьбу бизнеса — отказаться от уравнительного принципа в установлении габаритов конструкций и субъективного подхода. В самом комитете, правда, утверждают, что предложенный вариант является компромиссом и учитывает максимум допустимого. Также чиновники полагают, что процесс принятия новой редакции тормозит только неоднородность мнений в самом бизнес-сообществе и бескомпромиссность его отдельных представителей.

О том, почему ситуация с вывесками в Северной столице близка к критической и почему так важно сохранить визуальную экологию в Северной столице, «Росбалт» поговорил с урбанистами, предпринимателями и депутатами.

Владимир Меньшиков, директор Союза малых предприятий:

«Ситуация с вывесками в Петербурге — яркий пример того, когда строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. У нас действительно много незаконных, ужасно выглядящих вывесок, которые никто ни разу в жизни не пытался согласовать.

Но почему-то жесткое регулирование бьет не по тем, кто понимает, что дело вряд ли дойдет до демонтажа и штрафных санкций, а по добросовестным предпринимателям, которых подавляющее большинство. Все это создает нервозную обстановку.

Процесс согласования вывесок бюрократически несложный — вместо шестидесяти дней разрешение обычно выдают за тридцать. Вопрос здесь именно к ограничениям: так, раздражение у предпринимателей вызывает то, что на Невском проспекте на одном здании разрешают вывеску в 45 сантиметров, а на другом — в 28. Естественно, возникают вопросы.

А еще такой подход развязывает руки мошенникам, предлагающим помощь предпринимателям, которые не могут согласовать все документы — в интернете сейчас полно подобных объявлений.

Что касается новых корректировок, чиновники разрешили во всех районах, кроме центра, сохранить исторические вывески и увеличить размеры современных. Это позитивный момент. В то же время малый бизнес волнует запрет на размещение названий торговых объектов на крышах нестационарных зданий — обычно такая проблема актуальна для автосервисов и павильонов в периферийных районах. Что в этом плохого — неясно».

Владимир Фролов, искусствовед, главный редактор архитектурного журнала «Проект Балтия»:

«Постсоветский период нашего городского развития связан с распространением большого количества временной информации коммерческого свойства. Мы помним растяжки на Невском, на Малой Конюшенной прямо перед Казанским собором. Это было связано с диким развитием рынка, и для Петербурга с его архитектурой все это было не очень удачным решением.

Строгие требования к вывескам магазинов в центре города — важный инструмент управления визуальным пространством и областью визуальной экологии. Эта дисциплина изучает загрязнение видимой человеком среды, и в первую очередь, негативное влияние здесь оказывает коммерческая информация.

Она, во-первых, вводит человека в нервозное состояние, а во-вторых, мешает восприятию архитектуры. В периферийных районах визуальная экология также важна — говорить, что там все можно, неправильно. Да, какие-то крупные элементы графического дизайна действительно допустимы, так как речь идет о другом масштабе построек, но все-таки каждый случай нужно рассматривать отдельно. К примеру, в ситуации с ТК „Лето“ на Московском проспекте по пути к аэропорту „Пулково“, вывеска играет роль архитектурного элемента. Такой прием возможен.

Что касается каких-то единых стилистических решений — это утопия. Ни один глобальный бренд не согласится подстроиться под конкретный город. Но масштаб и местоположение на фасаде здания должны строго регламентироваться и контролироваться».

Янина Гришина, председатель РОО «Содействие малому бизнесу»:

«С проблемами несоответствия вывесок регламенту ко мне часто обращаются представители малого и микро-бизнеса. Приходят проверяющие, вызывают на комиссию, штрафуют — штраф, как правило, начинается от 5 тысяч. Но страшно даже не то, что предприниматель вынужден платить, а то, что он отвлекается от основной работы, его время никто не ценит, и воплощать в жизнь „придумки“ чиновников он должен за свой счет. А у начальства свое видение искусства и города в целом — и каждый раз начинается какая-то вкусовщина. Даже крупный бизнес сталкивается с проблемами: недавно услышала, что вывеска „Кировский завод“ не соответствует регламентам. Давайте еще Александрийский столп укоротим!

Понятно, что есть нелегальные фирмы, которые на картонке название магазина пишут, но если говорить об ответственных компаниях — ситуация здесь другая.

С каждым предпринимателем нужно индивидуально все решать, потому что вывеска — это часть бизнеса. Конечно, нужен компромисс, но он возможен только в диалоге, которого сейчас нет. Очевидно, что стоило бы ввести определенный регламент для каждого района: ведь то, что ненормально для центра города — вполне адекватное решение для окраин. Что норма для крупного бизнеса — не подходит для малого. Нельзя всех вот так, под одну гребенку».

Ирина Иванова, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:

«На сегодняшний день мы работаем по постановлению № 40, которое регулирует вывески. В этом плане я согласна с городом — к чему нам огромные вывески мобильных операторов, которых у нас и так немного, зачем огромные буквы над гостиницами? Им незачем себя рекламировать.

Но есть небольшие предприятия, которые должны рекламировать свой товар. Когда человек едет по городу в общественном транспорте, он отмечает для себя, где и какие магазины расположены. И когда предпринимателям говорят обозначать только часы работы и название фирмы — это неправильно. Когда идет экономический спад, стоит особое внимание уделять малому бизнесу, которому нужно обозначить свое существование в городе.

Конечно, необходимо подходить к этим вопросам индивидуально. Но кто будет рассматривать эти вывески? Наверное, нужен кто-то с художественным вкусом — у нас есть главный художник Петербурга, главный архитектор. Но у них, как показывает практика, свой подход к красоте. Полагаю, что важные вопросы должны выноситься на общественное слушание».

Мария Евневич, совладелец сети гипермаркетов «Максидом»:

«Итоги последнего заседания общественного совета при губернаторе дают нам надежду на то, что спустя почти 3 года город все-таки прислушается к бизнесу и внесет адекватные изменения в постановление № 40. А именно — введет дифференцированный подход к вывескам в зависимости от местоположения здания, его функционала, габаритов, архитектурного окружения, визуальной доступности. Пока же навигационные стелы, вывески на козырьках вне выделенного архитектурного поля, крышные конструкции, соразмерные зданиям, остаются вне закона.

Ни в одном городе нашего присутствия мы не сталкиваемся с такими ограничениями. И мы говорим не про исторический центр Петербурга, для которого правила эстетического регламента справедливы. Речь идет о спальных и промышленных районах Петербурга, где подобные конструкции необходимы для навигации и информирования горожан о торговых объектах.

По нашим оценкам, при уменьшении вывесок в соответствии с требованиями с эстетического регламента, гипермаркеты „Максидом“ могут потерять около 15-25% трафика в зависимости от локации. Расходы на демонтаж и замену вывесок исчисляются восьмизначными суммами.

Потери несет и государственная казна — так как снижение оборота предприятий на прогнозируемые 15-30% повлечет уменьшение объема НДС, перечисляемого в федеральный бюджет.

Последствием станет и снижение налога на прибыль, 17 из 20 процентных пунктов которого идет в бюджет города. В розничной торговле и общепите количество рабочих мест пропорционально объему выручки, а значит, последуют сокращения сотрудников до 15-30%. Это приведет к сокращению числа рабочих мест в городе, к снижению отчислений по НДФЛ и страховым взносам в социальные фонды. Только „Максидом“ в 2018 году заплатил более 2 млрд. рублей налогов и взносов. То есть, в масштабах города мы говорим о потере десятков миллиардов рублей платежей в бюджеты разных уровней».

Анжела Новосельцева