Posted 13 ноября 2019,, 14:17

Published 13 ноября 2019,, 14:17

Modified 1 февраля, 00:14

Updated 1 февраля, 00:14

«Слава была для Меркьюри скорее бременем, нежели приятным бонусом»

13 ноября 2019, 14:17
Музыка Queen похожа на хорошее вино, уверены биограф музыканта Питер Фристоун и пианистка Наталья Поснова.

Музыка группы Queen продолжает пленять миллионы людей даже спустя почти тридцать лет после смерти Фредди Меркьюри. Неудивительно, что во всем мире различные музыканты неизменно обращаются к творческому наследию легендарного коллектива. Однако далеко не все проекты получают одобрение членов Queen — в этом отношении фортепианно-симфоническое шоу «Natalia Posnova QUEEN Rhapsody» является редким исключением.

Пианистку Наталию Поснову «благословил» гитарист группы Брайана Мэя, назвавший ее интерпретацию песен Queen поразительным сочетанием красоты, таланта, инноваций и бравуры. Поддержал проект и личный ассистент и близкий друг Фредди Меркьюри Питер Фристоун, который прожил рядом с выдающимся музыкантом последние двенадцать лет его жизни и был одним из главных консультантов нашумевшего фильма «Богемская рапсодия».

В преддверии концерта, который состоится в Петербурге 22 ноября, Росбалт встретился с Натальей Посновой и Питером Фристоуном, которые рассказали в интервью о том, почему музыка группы Queen продолжает оставаться популярной на протяжении столиких лет, какое влияние на общество оказала смерть Меркьюри, почему музыкант воспринимал свою славу скорее как бремя и в чем заключается главное наследие группы.

Р.: Несколько лет назад музыканты Queen заняли первую строчку в рейтинге самых популярных групп и музыкантов, в компании которых жители Великобритании хотели бы провести вечер, обогнав Oasis, Дэвида Боуи и The Beatles. Получается, что шоу продолжается — даже спустя тридцать лет после смерти солиста группы Фредди Меркьюри…

П.Ф.: Дело в том, что Фредди никогда и не думал, что группа перестанет существовать после его смерти. Он оставил после себя музыку, над которой остальные члены группы работали, когда его не стало. Я думаю, что причина, по которой Брайан Мэй и Роджер Тэйлор до сих пор выступают, заключается в том, что они делают то, что любят. Ну а теперь у них еще и много молодых поклонников. Им нравится быть на сцене и находить отклик у зрителей.

Ну и наконец — это просто очень хорошая музыка.

Р.: Я правильно понимаю, что всплеск популярности Quenn за последний год — это заслуга фильма «Богемская рапсодия»?

П.Ф.: Конечно, фильм здесь сыграл огромную роль. Группа даже вернулась в альбомные чарты. А многие и вовсе через картину открыли для себя Queen.

Вообще вы были бы удивлены, узнав, насколько большое количество молодых людей знали песни Queen, но были не в курсе, кто их исполняет. Не забывайте, родители слушают любимую музыку — но дети не всегда интересуются, чья она. После выхода фильма все изменилось. Я работаю в школе, и молодые люди часто просят сфотографироваться со мной, говоря при этом: «Мой отец думает, что Queen — это потрясающе».

Р.: Такая популярность картины стала для вас сюрпризом?

П.Ф.: Несомненно. Я присутствовал на съемках фильма с самого начала. И работу мы начали со сцен, которые показывают выступление группы на фестивале Live Aid. Когда был сделан первый дубль, я был рядом с Грэмом Кингом, продюсером фильма, и он сказал: «Это будет нечто грандиозное». Но никто даже не мог предположить, что все будет настолько потрясающе. Никто и не мечтал о таких наградах как «Оскар» и «Золотой Глобус».

Р.: А как вы оцениваете свою роль в этом успехе?

П.Ф.: Меня часто спрашивают, не расстроен ли я, что моего героя нет в фильме. На самом деле, я там есть — если вы посмотрите картину до конца титров, то увидите, что мое имя написано более крупным шрифтом, чем другие.

Кроме того, фильм наполнен цитатами из моих интервью. Например, они использованы в сцене дня рождения отца Фредди, когда Кашмира (сестра музыканта — «Росбалт») говорит, что Меркьюри был рожден в Лондоне в возрасте восемнадцати лет.

К тому же, если бы мой персонаж был фильме, вряд ли бы это добавило что-то к развитию сюжета.

Р.: В любом биографическом фильме есть какие-то отступления от того, как все было на самом деле. На ваш взгляд, в чем самые большие неточности картины?

П.Ф.: Я бы выделил два таких момента. Один из них — исполнение группой песни Fat Bottomed Girls в США в начале 1970-х. Это противоречит фактам: композиция была написана только в 1978 году.

Еще одна довольно серьезная неточность — в фильме Фредди рассказал участникам коллектива о том, что болен СПИДом еще до выступления на Live Aid в 1985 году, тогда как на самом деле это произошло в 1987 году.

Р.: На ваш взгляд как повлияла смерть Меркьюри от СПИДа на восприятие этой болезни в обществе?

П.Ф.: Одна из причин, по которой Фредди сделал заявление о том, что он болен СПИДом, чтобы показать миру, что вирус не выбирает своих жертв. Он не атакует только малоимущих, проституток или наркоманов. Неважно, сколько у тебя денег и насколько ты популярен — для вируса это не имеет значения.

Я думаю, что после этого восприятие болезни действительно стало меняться. После смерти Фредди люди поняли, что болезнь может поразить и знаменитостей и абсолютно любого человека.

Именно поэтому мы сегодня в школе много рассказываем об этой проблеме молодым людям в возрасте 13-18 лет. Их очень важно предупредить. Я веду беседы о СПИДе с теми, у кого впереди вся жизнь. Они наследуют нашу землю и наше будущее — но только в том случае, если у них эта жизнь будет.

Р.: Фредди Меркьюри был восточным человеком по происхождению. Откуда у него такое европейское понимание жизни и любви?

П.Ф.: Хотя он и родился в Занзибаре, а затем жил в Индии, его родители, как и он сам, всегда были подданными Великобритании. Фредди учился в британском интернате для мальчиков, английская культура окружала его с детства.

И вообще он был горд тем, что являлся монархистом. Фредди не поддерживал какое-то одно правительство, но королева — это было для него было нечто святое. Так что я бы не стал называть его восточным человеком.

Р.: Высказывания Фредди Меркьюри о самом себе довольно противоречивы. Так, в одном из интервью он говорил, что ему нравится быть сволочью, в другом — что он всего лишь ребенок, который просто очень хорошо это скрывает. Наверное, лучше всего его характеризует песня The Great Pretender, кавер которой Меркьюри сделал в 1987 году (впервые композицию исполнил коллектив The Platters — «Росбалт»). Но можете ли вы сказать, каким был Фредди на самом деле?

П.Ф.: Фредди был хозяином своей собственной судьбы. Например, мы могли много раз говорить о том или ином человеке, что он ему не подходит, но в ответ Меркьюри говорил: «Я знаю, но пока я контролирую ситуацию, все нормально».

Мне даже жаль, что песня The Great Pretender не была написана им самим — она действительно наиболее точно показывает, каким разнообразным человеком он был. У него было так много «костюмов Фредди Меркьюри». Но контроль над своей жизнью он сохранил до самого конца.

Не поймите меня неправильно — он не был зациклен на контроле. Но ему всегда хотелось, чтобы его жизнь развивалась в нужном для него русле.

Р.: Слава для Меркьюри была скорее бременем или приятным бонусом к возможности исполнять музыку?

П.Ф.: Скорее бременем. Он хотел, чтобы все друзья воспринимали его как нормального человека, а не как звезду. Например, когда Меркьюри приходил в клуб с друзьями, большинство ожидало, что он появится в клубе отдельно, а его товарищи будут час стоять на улице в очереди. Но Фредди предпочитал оставаться вместе с друзьями, сколько бы ему не приходилось ждать.

Да, он мог воспользоваться своей известностью, чтобы, например, получить хорошее место в самолете. Но Меркьюри не хотел, чтобы она влияла на его повседневную жизнь.

Р.: Queen в первую очередь ассоциируется с именем Меркьюри. Но та же «Богемская рапсодия» показывает, насколько равнозначными были все четверо участника коллектива. Queen можно было назвать семьей?

П.Ф.: В некотором смысле. Но все же, чтобы так долго оставаться вместе, в первую очередь необходимо было быть друзьями. Их можно было бы сравнить либо с четырьмя управляющими директорами компании, либо с людьми, состоящими в браке.

Хотя для Фредди друзья были более близкими людьми, чем члены семьи. Семья — это люди, которые окружают тебя с рождения, друзья — это те, кого выбираешь именно ты. Так что Queen скорее можно назвать друзьями.

Р.: В чем для вас заключается главное наследие Фредди Меркьюри?

-П.Ф.: Конечно, это музыка. Она живет гораздо дольше композиторов. В живых уже нет ни Рахманинова, ни Чайковского, но их творчество до сих пор с нами. С Queen то же самое — сложно представить, что песни группы перестанут слушать, несмотря на то, что Меркьюри уже нет в живых.

Р.: Вы считаете, что эти песни останутся популярными и через 20 лет?

П.Ф.: Вряд ли Фредди думал, что его творчество будет настолько популярно спустя тридцать лет после его смерти. Но сейчас у него больше поклонников, чем когда-либо. Так что я не вижу причин, почему люди перестанут слушать «Богемскую рапсодию» или «We are the champions».

Н.П.: Как хорошее вино, прекрасная музыка становится только более выдержанной. Популярность Queen c каждым годом все больше. И чтобы их творчество не забывали, мы и создаем такие проекты как Queen Rhapsody.

Р: Наталья, а как вам пришла в голову идея такой интерпретации музыки Queen?

Н.П.: Я классическая пианистка, но в этих рамках мне стало тесно. Мне захотелось их расширить — но классический репертуар «отсебятины» не приемлет. В то же время наверное, сказывается влияние моего папы: в молодые годы он играл на бас-гитаре в рок-группе. Поэтому мой интерес к творчеству Queen также понятен.

Так что у меня большой «багаж», но мне хотелось расширить для публики восприятие музыки.

Р.: Какие сюрпризы преподнесла Вам работа над музыкой Queen?

Н.П.: Я раскрыла для себя очень многие нюансы. Их музыка настолько разнообразна: у них есть и опера, и кабаре, и треш-метал, и панк. Queen дает такие потрясающие возможности — я не понимаю, почему другой пианист до сих пор не занялся их творчеством. Но я очень рада, что я первая.

Р.: Есть отклик со стороны других участников группы?

Н.П.: Да, и это потрясающе. Сначала я сделала несколько композиций, после чего Брайан Мэй опубликовал на своем сайте видео и написал, что никогда в жизни не видел ничего подобного. Это дало мне огромную мотивацию для создания целого шоу, и я остановилась именно на музыке Queen. Я могла бы обратиться к творчеству и других групп — но благодаря работе с Питером и Брайаном пазл сложился.

К тому же «союз с классикой» в биографии Фредди Меркьюри был — можно сказать, что композиция «Барселона», которую он исполнил вместе с Монсеррат Кабалье, стала первым кроссовер-проектом в истории.

П.Ф: Нужно добавить, что Фредди очень верил в этот проект. Поначалу ни одна из звукозаписывающих компаний не была готова инвестировать в «Барселону». Поэтому он полностью вложил все деньги сам. Потом многие пытались исправить свою ошибку, но было поздно.

Р.: Питер, а что вас привлекло в этом проекте?

П.Ф.: Я очень быстро согласился, потому что для меня этот проект соединяет два мира, которые я очень люблю — классику и рок. Когда вы слушаете аранжировки Queen, сделанные Натальей, вы понимаете строение композиций, чувствуете, что в них вложили Брайан, Роджер, Джон и Фредди. Наталья очень хорошо понимает, о чем они думали и что хотели получить в результате.

Ну и наконец именно такие проекты дают мне энергию и помогают жить дальше.

Беседовала Татьяна Хрулева