Posted 21 ноября 2019,, 09:45

Published 21 ноября 2019,, 09:45

Modified 30 марта, 15:28

Updated 30 марта, 15:28

Праздник оперы с заслуженными аплодисментами

21 ноября 2019, 09:45
Мы не в состоянии повлиять на увеличение гонораров, но можем подарить артистам овации, уверен автор идеи премии «Онегин» Игорь Тарасов.

Главное оперное событие страны пройдет в Петербурге 1 декабря в Михайловском театре и 2 декабря в Большом зале филармонии. Выдающиеся певцы, режиссеры и другие деятели искусства наградят лучших представителей оперного жанра. В этом году церемония премии «Онегин» пройдет уже в четвертый раз.

О том, как возникла идея премии, об истории создания награды и в чем заключаются главные проблемы современной оперы в интервью «Росбалту» рассказал генеральный директор Премии и автор идеи Премии, заслуженный артист России Игорь Тарасов.

— Давайте определимся, почему именно такое название получила премия?

— Идея пришла далеко не сразу. Мы составили достаточно большой список вариантов, но все они были общего характера, ничего не подходило. Потом я задал себе вопрос, какая у всех, в том числе у иностранцев, главная ассоциация, связанная с русской оперой? Какое произведение чаще всего ставится на мировых сценах? Ответ был один — «Евгений Онегин». Это и есть символ русской оперы.

— Какую цель вы преследовали, когда учреждали премию в 2016 году?

— Знаете, какие самые честные сферы в театральном мире? Балет, опера и цирк. Всем кажется, что там все так просто. Но чем проще что-то выглядит, тем выше мастерство. Все в живую. За простотой стоят годы упорного труда. Невозможно просто выйти и спеть на спектакле.

Сейчас у нас в стране приблизительно сорок оперных театров. Достаточное большое количество людей искренне преданно этому сложному делу, причем, прямо скажем, за очень небольшие гонорары — особенно в провинции.

Для оперного певца речь идет о постоянном тренинге, непрерывном изучении новых партий, новых композиторов, работе на сцене. И если мы не в состоянии повлиять на увеличение гонораров, то хотя бы можем подарить этим людям аплодисменты. Потому и появилась Премия.

Мы каждый раз подчеркиваем, что это не конкурс. Это некий праздник оперы, где мы аплодируем тем людям, которые преданы непростому, но замечательному искусству.

— А как в принципе пришла идея создать оперную премию?

— Идея посетила меня на кухне, когда вечером я слушал певцов. Я тогда подумал, что в России есть замечательная театральная премия «Золотая маска», есть масса премий театрально-драматических, балетных, существует специальная цирковая премия — но оперной нет. Это отражает проблемы в отрасли, в том числе падение интереса со стороны зрителей.

Мы учредили «Онегина», чтобы, с одной стороны, выразить восхищение певцам, а с другой, привлечь внимание общества к этому прекрасному искусству. Опера — это королева театра, самые большие и самые красочные постановки. Так всегда было.

— В этом году пройдет уже четвертая по счету церемония вручения «Онегина». Что изменилось за прошедшее время?

— Общий принцип остается неизменным: мы поздравляем представителей оперной сферы. Однако каждый год мы стараемся привнести какие-то новшества. Например, в первый год у нас на поздравлениях пели сами лауреаты премии. Потом мы отказались от этого и решили, что человек, который получает награду, должен наслаждаться ею, а не выходить на сцену, волноваться и доказывать, что заслуженно ее получил.

Поэтому уже третий год поздравлять лауреатов будут другие певцы, звезды. Это форма церемонии, совмещенная с гала-концертом.

— Расскажите немного о номинациях, которые представлены в конкурсной программе?

— Можно упомянуть, например, «Дебют» — мужской и женский. Это молодые певцы, которые делают на сцене первые шаги. Возможно, это их вторая или третья по счету постановка. Есть и номинации «Мастер сцены», «Примадонна» — мы присуждаем эту премию людям, на которых держится репертуар театров. И у нас каждый год представлены люди из совершенно разных театров и регионов.

Номинации меняются, на самом деле. «Роль второго плана», например, появилась не сразу. Вы знаете, в любом спектакле, любом фильме есть люди, которые вроде бы и не являются главными героями, но запоминаются своим ярким, колким образом. Мы подумали и добавили эту номинацию.

— У вас ведь есть и внеконкурсные номинации?

— Да, они расширяются из года в год. Так, в этом году три новых. В частности, появилась номинация «Звезда» — человек, который для нашей страны, для всего мира является абсолютом. Лауреатом в это году станет солистка Мариинского театра Ольга Бородина. Если упомянуть ее имя, то сразу все понимают, насколько это выдающаяся певица.

Также у нас появилась номинация «Признание». Здесь награда вручается исполнителям другого поколения, более молодого.

— Для присуждения такой награды наверняка необходимо независимое жюри. Как оно формируется?

— Важно, чтобы ни у кого не было мысли, что премию вручают на основе знакомств и кумовства. Поэтому в жюри входят примерно в равных долях певцы, музыкальные критики, дирижеры, режиссеры, продюсеры.

В таком случае взгляд на номинантов представлен с разных сторон. Также мы стараемся формировать жюри из разных регионов страны, что повышает объективность оценки номинантов.

— Как происходит отбор номинантов?

— Мы рассылаем театрам письма, они в ответ присылают нам записи спектаклей. Не всегда получается лично присутствовать на всех спектаклях, понимаете. Экспертный совет оценивает видео и формирует шорт-лист. Над ним, соответственно, работает жюри и выбирает лучших.

— Что следует ожидать на церемонии вручения премии в этом году?

— Наверное, редко такого уровня концерты бывают в столицах, как в этом году у нас. Так, на сцену выйдут Алексей Татаринцев, лауреат «Золотой маски» и первой премии «Онегин», а также Сергей Скороходов, знаменитый тенор Мариинского театра, также поющий на всех мировых площадках, замечательный тенор Чарльз Кастроново, знаменитая сопрано Екатерина Сюрина, меццо-сопрано олина Шамаева, баритон Борис Пинхасович. Это выдающиеся певцы.

Кроме того, выступят звезда мировой оперы Анжела Георгиу и президент Премии Сергей Лейферкус. То есть уровень концерта сам по себе крайне высокий. Ну и нельзя не упомянуть оркестр Михайловского театра с новым замечательным художественным музыкальным руководителем Александром Ведерниковым.

— В России, несомненно, много выдающихся деятелей оперного искусства. Но так ли популярна опера сегодня?

— Оперная аудитория теперь более узкая, чем, например, балетная. Количество постановок сужается. Это, может быть, связано и с проблемами в режиссуре, и с падением уровня исполнения. Кроме того, как вы знаете, в опере в последние 20-30 лет поют на языке оригинала. Это, конечно, прекрасно, но часто непонятно публике. То есть целый комплекс проблем. Опера не так популярна, как раньше, и это общемировая тенденция. Оперные театры, например, в Италии закрываются или переходят на неполный сезон. В Германии тоже ситуация непростая.

Такое положение, конечно, связано и с новыми условиями жизни, интернетом, до этого с телевидением, а еще раньше и записью грампластинок, которые, естественно, забрали часть аудитории у театров. Но я все равно глубоко убежден, что ничто не может заменить прямого общения и живого человеческого голоса, который не усилен микрофоном. Многие забывают, что в опере певцы выступают именно так.

Опера — это самое прекрасное театральное искусство. Да здравствует опера!

Беседовал Никита Строгов

Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.