Posted 26 декабря 2019,, 15:55

Published 26 декабря 2019,, 15:55

Modified 30 марта, 15:13

Updated 30 марта, 15:13

Петербургские ученые нашли способ борьбы с пробками на дорогах

26 декабря 2019, 15:55

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета Александр Крылатов и Виктор Захаров нашли способ улучшить транспортную ситуацию в большом городе. Как сообщили в пресс-службе вуза, они предложили бороться с пробками на дорогах с помощью математических алгоритмов.

В университете отметили, что с конца 1950-х годов теория транспортных потоков превратилась в самостоятельный раздел прикладной математики, а в последние десятилетия актуальность этих исследований выросла в несколько раз.

«В России задача организации дорожного движения исторически лежит на плечах транспортных инженеров. При этом они в большей степени специализируются на решениях, связанных с конструктивными изменениями отдельных участков сети, и не обладают компетенциями в области системного увеличения ее пропускной способности. Таким образом, в условиях все возрастающих транспортных потоков, даже если инженерам удается добиться локальных улучшений, через некоторое время потоки перестраиваются и те же пробки возникают в других местах», — сказал профессор кафедры математического моделирования энергетических систем СПбГУ доктор физико-математических наук Александр Крылатов.

Ученые предложили математический подход к проблеме. Авторы исследования считают, что на поведение водителей можно повлиять через изменение дорожной инфраструктуры. Они доказали, что строительство развязок не всегда целесообразно, и в некоторых случаях достаточно запретить парковку в некоторых местах, чтобы не образовывались пробки.

Кроме того, большое влияние на управление транспортными потоками оказывают навигационные системы. По мнению ученых, самая эффективная ситуация сложится в том случае, если все водители будут использовать одну и ту же систему и получать информацию о целесообразных маршрутах из единого центра.

«Каждый год на улучшение дорог выделяется немалый бюджет. Математическая теория распределения транспортных потоков предлагает набор решений для эффективного управления этими денежными средствами. При этом математический подход в данном случае выигрывает у инженерно-экономического, так как позволяет анализировать транспортную сеть целиком, учитывая сложные законы взаимного влияния отдельных ее элементов друг на друга», - подчеркнул Крылатов.

Ученые рассчитывают в ближайшее время перейти к реализации идей на практике.