Posted 10 января 2020,, 08:36

Published 10 января 2020,, 08:36

Modified 30 марта, 15:10

Updated 30 марта, 15:10

Психологи выяснили, как увлеченность интернет-мемами связана с уровнем интеллекта

10 января 2020, 08:36

Доцент кафедры общей психологии СПбГУ Ольга Щербакова поделилась интересными результатами изучения работы человеческого интеллекта. В ходе исследования она проанализировала степень понимания текстов, имеющих несколько смыслов — вербальных шуток, двойственных изображений, притч и проблемных ситуаций.

Как и ожидали психологи, у пациентов с психическими заболеваниями понимание юмора оказалось снижено. Участники испытаний могли чрезмерно сочувствовать герою истории или, наоборот, не проявить никакой эмоциональной вовлеченности.

Однако эксперты обратили внимание, что реакции молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет тоже не соответствуют представлениям о норме. У них возникали трудности с сопереживанием и поиском дополнительных смыслов в истории.

По словам психолога, уплощенность и буквальность мышления является симптомом серьезного интеллектуального дефицита.

«Устное рассказывание смешных историй воспринимается молодежью как анахронизм, а смысл многих, даже сравнительно простых анекдотов становится непонятен ее представителям. Юмор во многом ушел в интернет — участники исследования отправляют друг другу мемы в социальных сетях или показывают их на экранах телефонов при личном общении, — отметила психолог. — Другие черты современных шуток — краткость и ситуативность».

Она считает, что на уровень восприятия повлияло увеличение информационного потока, который ежедневно приходится перерабатывать мозгу.

«За день среднестатистический современный человек перерабатывает такой объем информации, который он раньше мог обрабатывать в течение недели. При этом большая часть этой информации — заведомый мусор. Однако он организован настолько ярко и эмоционально, что молодым людям, у которых еще не полностью сформированы навыки мышления и интеллектуальная самостоятельность, очень сложно ему сопротивляться», — рассказала Щербакова.

При этом она подчеркнула, что если этому не учить специально, мышление может остаться на подростковом уровне.

В то же время специалист считает, что надо менять подходы в работе психологов. «Многие классические учебники по психологии писались десятилетия тому назад. Изменилась среда, и люди адаптируются к ней. Делать заключения о диагнозе или психическом статусе человека, опираясь на устаревшие нормы, это, как минимум, некорректно», — заключила психолог.

Ранее искусствовед Людмила Семенова попыталась разобраться, как современная массовая культура, в частности, телевидение, влияет на развитие детей.