Российские мегаполисы оказались слишком громкими для жизни

Шумовое загрязнение ставит под угрозу здоровье местных жителей и подчеркивает разрыв между богатыми и бедными.


В большинстве районов Петербурга допустимые нормы превышены в несколько раз. © Фото ИА «Росбалт»

Как и любой мегаполис, Петербург — не город для тихой и спокойной жизни. Жителей ежедневно сопровождают транспортный шум и гул людских толп на центральных улицах. Итог — стресс, бессонница и другие не слишком приятные для здоровья последствия.

Разбираемся, насколько в Северной столице и других российских городах громко и почему это влияет на качество жизни.

Шум, гам и децибелы

Технологический век принес прогресс, удобства, но с ними и головную боль — в прямом и переносном смыслах. Последнее столетие оказалось для человечества самым шумным в истории, и будущее пока не обещает перемен.

Эксперты называют разные источники неприятных звуков: от автомобилей и бытовой техники до вентиляции и трубопроводов. Казалось бы, что здесь такого? Житель города с детства привыкает к стукам и лязгу.

Однако угроза шумового воздействия на здоровье человека недооценивается, отмечают эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Оказалось, городская какофония вызывает бессонницу, стресс, сердечно-сосудистые заболевания, мозговые расстройства.

«Доказано, что раздражение, вызываемое шумом, приводит к существенному повышению агрессии у людей. Отсюда снижение производительности труда, нарушения концентрации. Такие явления происходят, когда превышен допустимый уровень», — отмечают в Роспотребнадзоре.

Эксперты ВОЗ считают нормой 30—40 децибелов (дБА) в ночное время в квартирах, чуть выше — днем. Российские санпины устанавливают похожие нормативы.

Для сравнения, жители Стрельны, не самой шумной части Петербурга, живут при 64 дБА.

Шумный Петербург 

Проверки громкости не минуют город на Неве. Эксперты выезжают к городским объектам, где измеряют шум с помощью специальных приборов. Поводы разные: жалобы местных жителей, приемка в эксплуатацию возведенных зданий, контроль на промышленных объектах и другое.

Измерения в Петербурге показывают не лучшие результаты: эксперты зафиксировали превышение звуковой нормы в 53—57% случаях. Объясняется это в основном автомобильной нагрузкой.

«За последние три года не отвечали санитарным нормам результаты во всех точках измерений транспортного шума в девяти районах города: в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Невском, Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном, Петроградском и Фрунзенском районах», — рассказали в петербургском Центре гигиены и эпидемиологии.

Таким образом, ровно половина Петербурга оказалась под ударом. Самой «громкой» эксперты назвали набережную Обводного канала, где норма превышалась в 5,8—7,5 раз. Отличились и микрорайоны возле Пулково с трассами для самолетов.

«Наибольшие значения эквивалентного уровня шума определялись при пролетах воздушного транспорта в мониторинговой точке по адресу п. Стрельна, ул. Новые Заводы, д. 55 и составили 64 дБА днем и ночью, что превышает допустимые уровни звука от 1,5 до 3 раз», — отметили эксперты.

Не лучше ситуация и в других городах. По последним данным московской мэрии, чаще всего на шум жаловались в Западном, Северном и Центральном административных округах. Любопытно, что основной источник шума в столице — строительные и дорожно-ремонтные работы (более 92% случаев). Транспорт отошел на третье место.

Независимые опросы показывают, что наиболее шумными в России стали Кемеровская, Московская, Ростовская, Челябинская области и Якутия. 

Взгляд сверху

В 2017 году четверо ученых из Военмеха подготовили карту шумов в Петербурге. Документ в целом сохранил актуальность, подтвердил в разговоре с корреспондентом «Росбалта» один из авторов работы Петр Матвеев.

Независимые эксперты выяснили, что Северная столица действительно бьет антирекорды по шуму: тогда показатели превышали норму в 70% городской территории. Благоприятными оказались разве что пригороды вдоль залива, например в Петродворцовом и Курортном районах.

В городе на Неве строят новые объекты, появляются транспортные развязки. Все это меняет городскую «шумность», поэтому карта нуждается в обновлении. Ученые из Военмеха пытались внести коррективы, однако власти не выразили интерес и работа в итоге сошла на нет.

«Дело в том, что требуется административная поддержка, иначе наших измерителей и забирают в полицию и портят оборудование», — объяснил доцент Военмеха.

К слову, комитет по градостроительству оказался не слишком сговорчивым в беседе с корреспондентом «Росбалта». Сотрудники отказались предоставить карту для публикации.

«Данная информация является служебной и не предназначена для опубликования», — сообщили в ведомстве.

По словам Матвеева, документ они попросту потеряли.

В борьбе за тишину

От шума в городе защищают, например, деревья и защитные экраны. Сотрудники Центра гигиены и эпидемиологии привели несколько примеров перемен в Петербурге.

Так, «громкий» центр якобы удалось разгрузить за счет Кольцевой автомобильной дороги и Западного скоростного диаметра. Таким образом, часть транспорта ушла на окраины, отметили эксперты. Надежды возлагают и на Восточный диаметр, который начнут строить в 2020 году.

«В составе указанных объектов предусмотрены мероприятия по защите от шума, в том числе строительство шумозащитных экранов вдоль магистралей со стороны ближайших жилых домов и общественной застройки», — отметили в учреждении.

Прогнозы пока давать рано.

Жителям города остается выполнять типичные рекомендации: например, отказаться от личного транспорта, отдыхать в парках.

«Если окна квартиры ориентированы на шумную магистраль, рекомендуется в жилых комнатах установить шумозащитное остекление. В случае более значительной шумовой нагрузки применить специальные оконные блоки с клапанами-глушителями», — рассказали в Центре гигиены и эпидемиологии.

Не все могут позволить себе дома в тихих районах или надежную звуковую изоляцию. В зону риска, таким образом, попадают в первую очередь необеспеченные жители городов.

«Беспокойство ночью приводит к более частым визитам к врачу, дополнительным расходам на снотворное. Это влияет на семейный бюджет, расходы на здравоохранение в отдельных странах. Разрыв между богатыми и бедными, вероятно, увеличится, если правительства не смогут решить проблему шумового загрязнения», — предупреждают в ВОЗ.

Петербург не исключение. Город на Неве оказался слишком громким для жизни. Осталось понять, можно ли в принципе превратить его в тихую гавань.

Никита Строгов


Ранее на тему Почему российская элита не боится коронавируса

«Климатгейт», или кто виноват в глобальном потеплении