Posted 23 марта 2020,, 16:26

Published 23 марта 2020,, 16:26

Modified 1 февраля, 01:12

Updated 1 февраля, 01:12

Увольнения и удаленка: кого пандемия оставит за бортом

23 марта 2020, 16:26
Из-за распространения COVID-19 сотни тысяч людей по всему миру переходят на непривычные форматы или вовсе остаются без работы. Россия — не исключение.

ООН предупреждает о грядущих массовых сокращениях. Бизнес терпит убытки, ожидаются банкротства в целых отраслях. Работодатели тем временем переводят сотрудников на удаленку. Виной всему — COVID-19.

Разбираемся с экспертами, как коронавирус повлияет на рынок труда, занятость и чем складывающаяся ситуация грозит экономике.

Павел Усанов, научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге:

«Для всех сложившаяся ситуация была как снег на голову. Какая бы то ни было подготовка к переходу на удаленную форму работы отсутствовала. В этом смысле наша экономика не готова к таким потрясениям. Во всяком случае, быстро подстроиться довольно проблематично.

В краткосрочном периоде влияние будет негативным. Пострадает от потерь сфера развлечений, туризма. Будут убытки как для самих собственников, так и для работников из-за сокращений.

Что касается работы по удаленке, в долгосрочном периоде это могло бы стать источником положительных изменений, например, в тех отраслях, где рынок существенно монополизирован. Я имею в виду, в частности, сферу образования, где господствуют государственные стандарты. Если люди работают через интернет, то появляется возможность для создания собственных правил, программ, курсов. По видимости, спрос в этой части будет расти.

С другой стороны, для большинства сотрудников это шок, в том числе для преподавателей. Они часто не имеют опыта работы с онлайн-платформами. Даже те, кто обладает таковым, с трудом представляют, как полностью перевести образовательные процессы в интернет. Эта проблема касается и других отраслей.

Если ситуация продлится долго, то даже те, кто уходит в онлайн, могут пострадать из-за недостаточного спроса. В итоге они перейдут на менее квалифицированную работу, например, связанную с физическим трудом, как-то было во времена Великой депрессии в США».

Андрей Заостровцев, кандидат экономических наук, профессор ВШЭ в Санкт-Петербурге:

«Очевидно, что пандемия уже влияет на рынок труда. Так, я преподаю в вузе, но сижу дома, занятий у нас нет. Мы перешли на дистанционный формат.

Уже сообщается о массовых увольнениях в авиакомпаниях. Неудивительно, ведь они первые, кто почувствовал удар из-за закрытых границ. Через месяц-другой мало кто из них выдержит, если государство не придет на помощь.

Посмотрите также на общепит. Люди перестали ходить в кафе, рестораны, и в итоге заведения попадают в такой же кризис. Пострадают многие отрасли, а увольнения неизбежны.

Мы наблюдаем, как в результате падают производство, выручка. Из-за этого снижаются налоговые отчисления, что сказывается на бюджете России. Все это на фоне сюжета с падением нефти, рубля. В конечном итоге убытки в экономике не минуют не только нашу страну, но и весь мир, вероятно.

Что делать? Наверное, просто будут раздавать деньги, ведь это продукт власти. Везде уже намечается многомиллиардная программа по поддержке тех, кто больше всего страдает от кризиса в связи с коронавирусом. Большой вопрос только в том, как эти финансы распределят».

Вадим Жартун, директор консалтинговой компании Nova Team:

«Международная организация труда рассказала, что 25 млн человек во всем мире останутся без работы. Это предположение базируется на экономической модели, для которой рассчитывали несколько сценариев, самый жесткий из которых предполагает гибель от коронавируса более чем 800 тысяч человек только в России. Увольнения на этом фоне — мелочь, не заслуживающая внимания.

Как, впрочем, и вызванная пандемией безработица в принципе. Да, она, безусловно, будет расти: пострадают индустрия развлечений, розничная торговля, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки и многие другие сектора экономики за ними по цепочке. Это неприятное, но временное явление, и как только эпидемия закончится, рабочие места вновь появятся.

Разумеется, работодатели воспользуются пандемией как предлогом для избавления от кадрового балласта, но здесь даже есть свои плюсы.

Беспокоиться россиянам нужно о другом. Экономика РФ после двадцати лет стабильности похожа на тяжелобольного пациента под капельницей из живительных нефтедолларов. Глобальная рецессия и очередной цикл стабильно низких цен на нефть прекращают эту подпитку. Санкции и ценовая война с ОПЕК усугубляют ситуацию.

Экономический кризис и связанная с ним структурная безработица, безусловно, ожидают Россию, но коронавирус будет виноват в этом едва ли не в последнюю очередь.

Кроме того, для РФ традиционна скрытая безработица, когда сотрудники работают несколько дней в неделю, числятся на ½ или ¼ ставки или просто простаивают на работе, получая за это копейки. Видимо, эта тенденция в нашей стране проявится быстрее всего, но точно оценить ее масштабы очень сложно».

Никита Строгов

О том, как на российской экономике отразится начинающийся экономический кризис и что делать россиянам на фоне грядущих потрясений, в подкасте «Росбалта» рассказывает экономист, директор консалтинговой компании Nova Team Вадим Жартун.