Posted 25 марта 2020,, 20:30

Published 25 марта 2020,, 20:30

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Остановись, мгновенье: победить рак за секунду

25 марта 2020, 20:30
Через несколько лет внедрение новейших технологий может привести к прорыву в лечении онкологии и спасти сотни тысяч жизней.

Одна из главных проблем лучевой терапии при лечении онкологических больных — тяжелые побочные эффекты. Ученые исследуют новый метод, который не только прицельно уничтожает опухоль за считаные секунды, но и сводит к минимуму негативное воздействие на здоровые органы. Речь идет о флэш-терапии.

Как она работает и когда доступ к инновационной технологии получат российские пациенты?

Что такое флеш-терапия?

Это новый метод лучевой терапии, получивший свое название от английского слова flash — вспышка; миг, мгновение. Она позволяет доставлять высокие дозы радиации прямо в опухоль на таких больших скоростях, что здоровые ткани, как будто «не видят их», и побочные эффекты сокращаются на 65%.

Почему это ноу-хау в радиотерапии? Для начала вспомним, что такое радиотерапия. Это направленное корпускулярное или волновое излучение, которое нарушает ДНК опухоли, что не дает ее клеткам делиться.

Чаще всего применяется фотонная терапия: линейный ускоритель излучает фотоны, которые насквозь пронизывают организм. Так как фотоны затрагивают здоровые ткани, нагрузку приходится распределять, не допуская пересечения лучей вне опухоли — иначе могут серьезно пострадать «хорошие» клетки. Такая терапия длится неделями, за которые убивает не только раковые, но и нормальные ткани — ведь зачастую опухоли вплетены в здоровые органы.

«Одно из основных отличий флэш-терапии от стандартного метода в том, что негативное влияние на здоровые участки тела пациента будут минимизировано не только настройкой пучка излучения под контуры опухоли, но и за счет кратковременного и мощного излучения, увеличивая терапевтическое окно», — объясняет онколог Дмитрий Горнастолев.

Как давно лечат протонами?

Флеш-терапия — это протонное излучение на высоких скоростях. Но протонами лечили и раньше, только дольше — их стали использовать для лечения онкобольных в 1980-х годах. Разберемся, чем они принципиально лучше фотонов.

«Фотоны, попадая в мишень, наносят максимальный урон опухолевым клеткам и далее замедляются в здоровых тканях повреждая и их, — объясняет Александр Кириллов, радиолог и заведующий дневным стационаром радиологического отделения петербургского онкоцентра на Песочном. — А протоны отдают почти всю энергию опухолевой клетке, практически останавливаясь в ней, и не нанося урон здоровым тканям».

Иными словами, если фотоны проходят тело пациента насквозь, протоны доставляют максимальную дозу на заданную глубину и после этого тормозятся. Это позволяет концентрировать ионизующую энергию в опухоли. Но до появления флэш-терапии пациенту требовалось до 30 ежедневных сеансов облучения.

Кто сделал открытие?

В 2014 году французские исследователи первыми облучили грудные клетки мышей короткими импульсами с дозами мощностью более 40 Грей в секунду. Понаблюдав за маленькими четвероногими полгода, они поняли, что рубцов в легких под воздействием радиации появляется гораздо меньше, чем при обычной радиотерапии.

В апреле 2019 года разработку флеш-терапии подхватили американские ученые. Они также представили медицинской общественности результаты доклинических исследований с использованием протонной флэш-терапии в борьбе с раком легких.

В ходе исследования ученые разделили мышей на группы: одних подвергли воздействию обычной протонной терапии, других — флеш-терапии. Через 8, 16, 24 и 34 недели после облучения они зафиксировали, что сверхскоростная лучевая терапия снижает повреждения легочной ткани на 25-30%, а дерматиты кожи появляются на 35% реже.

По утверждению ученых, протонной флэш-терапией можно и нужно лечить именно глубоко расположенные новообразования.

Когда испытали на людях?

Эффективность метода подтвердили в США в начале этого года. 391 пациент с неметастатическим раком получил протонную терапию, а 1092 — фотонную. Ученые спросили, испытывали ли они боль, затрудненное глотание и дыхание, тошноту, диарею в течение 90 дней лечения. Оказалось, что в группе протонов «побочки» появились только у 11,5% пациентов, а в группе фотонов — у 27,6%. При этом показатели излечения были почти равнозначными — то есть, с раком оба метода борются одинаково эффективно.

А что российские ученые?

Группа ученых Института ядерных исследований РАН под руководством доктора физико-математических наук Сергея Акулиничева тоже тестирует новый метод борьбы с раком. В декабре 2019 года ученые провели эксперименты с облучением мишеней с опухолевыми (меланома и рак прямой кишки) и нормальными клетками (лимфоцитами). Оказалось, что первые повреждаются в два раза сильнее вторых. Следующим этапом для российских ученых станут эксперименты на мышах, а потом — клинические испытания на людях. Работа обещает идти быстро, благодаря линейному ускорителю протонов.

«Все, у кого есть протонные ускорители с требуемыми для терапии параметрами, сейчас конкурируют друг с другом на этой площадке», — говорит Сергей Акулиничев. — Наше преимущество — сверхмощный ускоритель, и мы можем подводить к мишени как рекордно большую мощность дозы облучения, так и меньшую».

Когда флеш-терапия начнет применяться?

Несмотря на все преимущества флэш-терапии, все еще не решен ряд важных вопросов. Так, необходимы дальнейшие радиобиологические эксперименты для подтверждения, что хорошие результаты будут повторяться в разных условиях. До сих пор непонятен механизм малого воздействия флеш-терапии на здоровые ткани, из-за чего сложно прогнозировать, что произойдет в организме пациента через 10-15 лет. Есть проблемы и с дозировками:

«На данный момент тяжело оценить на сколько подведена доза облучения, так как она подводится за доли секунды», — говорит Дмитрий Горносталев.

Радиолог Александр Кириллов уверен, что для флеш-терапии требуется нестандартное оборудование — это значит, что пока появление этого метода в рутинной практике маловероятно. Кроме того, когда он все-таки появится — стоимость новой терапии для больных должна быть приемлемой.

Все это говорит о том, что до реальной помощи пациентам может пройти несколько лет. Очевидно одно: когда ученые поставят технологию будущего на службу сегодняшнему дню, это станет прорывом в лечении рака.

Анжела Новосельцева

«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.