Posted 1 апреля 2020,, 15:31

Published 1 апреля 2020,, 15:31

Modified 1 февраля, 01:17

Updated 1 февраля, 01:17

Историк Даниил Коцюбинский объяснил, почему Домонгольская Русь не была Россией

1 апреля 2020, 15:31

Из-за пандемии коронавируса почти вся страна последние несколько дней находится на самоизоляции. Несомненно, вынужденное «заточение» в четырех стенах дается непросто, но и это время можно провести с пользой.

Поэтому «Росбалт» открывает свободный доступ к циклу историка Даниила Коцюбинского «В поисках настоящего царя» об истории России от Рюрика до Путина. Начиная с сегодняшнего дня на нашем YouTube канале или в разделе «Видео» на нашем сайте вы сможете посмотреть видео-лекции и узнать много нового об истории страны и ее правителях. Видео будут публиковаться раз в два дня, кроме выходных. Следите за новостями и помните, что если нельзя изменить обстоятельства, то хотя бы нужно постараться изменить свой взгляд на них.

Первая лекция уже доступна к просмотру. На ней Даниил Коцюбинский рассказал, почему Домонгольская Русь не была Россией, а торжественно отмечаемые 1000-летние и прочие юбилеи России на самом деле — липовые.

«Конечно, Россия родилась не в тот момент, когда произошло легендарное призвание варягов. Домонгольский период — по сути, доисторическое время по отношению к современным России, Украине и Белоруссии. Дело в том, что политическая культура, присущая Домонгольской Руси, очень сильно отличалась от той, которая потом станет развиваться на территории каждого из этих трех — точнее двух — пространств, некогда объединенных общим домонгольским прошлым», — отметил Коцюбинский.

Однако, по словам историка, домонгольский период оставил большое наследие, которое впоследствии оказало влияние на последующее развитие политической культуры и стало фундаментом для будущего строительства России по итогам этого исторического этапа.

«Славяне научились воспринимать чужую власть как свою — варяги ведь даже никогда не женились на славянских женщинах. Единственным со славянской „примесью“ оказался Владимир: его отец Святослав взял рабыню-славянку. В дальнейшем князья брали в жены или половецких, или своих, западных принцесс. Тем не менее — во многом за счет общей религии — эта власть воспринималась как своя», — подчеркнул он.

Также в тот период сформировалась и память о едином политическом пространстве, которым как бы владел клан Рюриковичей.

«По сути, владение было фиктивным: каждая земля существовала независимо. Однако в сознании элит, особенно самих князей, это было как бы их родовое владение. Кроме того, ощущение некого, пусть и виртуального единства, создавала киевская митрополия», — заключил Коцюбинский.

Видео-лекцию смотрите здесь.