Posted 7 апреля 2020,, 16:34

Published 7 апреля 2020,, 16:34

Modified 1 февраля, 01:21

Updated 1 февраля, 01:21

«Создание резервов на чрезвычайные случаи у нас считается выкинутыми деньгами»

7 апреля 2020, 16:34
Лучший ответ коронавирусу — респиратор, уверен предприниматель Иван Мархай.

Что происходит на рынке защитных средств и материалов, как использовать средства защиты в условиях дефицита, почему в аптеках не купить лицевые маски и антисептики, больницы не обеспечены необходимыми СИЗ, а врачи бьют тревогу и отказываются работать в опасных условиях, в интервью «Росбалту» рассказал предприниматель Иван Мархай, более пятнадцати лет занимающийся продажей противогазов, защитных костюмов, респираторов и масок.

— Иван Алексеевич, что происходит на рынке средств индивидуальной защиты? Почему возникла такая проблема с элементарными медицинскими масками, респираторами и защитными костюмами?

— Глобальные чрезвычайные ситуации в нашей стране рассматриваются как маловероятный сценарий. Поэтому многие полагают, что к ним не нужно особо готовиться. Есть нормативы обеспечения предприятий и учреждений, больниц и поликлиник по Гражданской обороне (ГО). По ним и закупают противогазы, респираторы, защитные костюмы и другое имущество.

Но денег на это не выделяют или выделяют немного, только для обозначения выполнения протокола, обещая больше предоставить в следующем бюджетном периоде.

Подход всегда такой: на предприятия, где необходимо использовать средства защиты для обеспечения производства и охраны труда, продукция СИЗ поставляется регулярно и сразу используется по назначению. А вот создание резервов на чрезвычайный случаи считается выкинутыми деньгами.

Больницы также приобретают имущество для нужд ГО. Если сотрудники работают в средствах защиты, то дополнительно приобретаются респираторы, лицевые защитные маски, так называемые «противочумные» костюмы, перчатки. Все это в медучреждениях было в необходимом для повседневной работы количестве. Но как только они стали работать в авральном режиме, сразу же, естественно, возникли трудности.

— То есть ни о каких запасах СИЗ речи не идет?

— Сейчас все остро нуждаются в респираторах и защитных костюмах для работы с патологически опасными объектами первого-четвертого классов опасности, в том числе для работы с вирусами и бактериями. Такие костюмы, по правилам, должны быть на хранении в каждом медучреждении. Но их приобретали по 3-5 штук на больницу. Каждый из них стоит 7 тысяч рублей, что недешево.

А предприятие-изготовитель из-за отсутствия особого спроса не расширяло производство. У них штатная численность — восемь человек. А сейчас к ним обращаются с заказами в тысячу, две, десять и даже двадцать тысяч костюмов, причем люди готовы дать предоплату. Но как ты выполнишь заказ, если у тебя восемь человек в конторе вместе с директором и бухгалтером?

— Сейчас все спорят, кому же нужно носить маску в период пандемии: больным или здоровым. Даже ВОЗ отметилась по этому поводу неоднозначными заявлениями…

— Правильный ответ — маска нужна и тем, и другим. Дальше встает новый вопрос: чем же защищать себя.

Медицинские маски, которые все побежали скупать, не спасают нас от вирусов и бактерий. Они предохраняют, например, стоматологов и хирургов от попадания на лицо крови или слюны пациента во время работы. Закончились маски в аптеках и магазинах, потому что в России нет традиции носить их при простуде или болезни. А поскольку спроса в обычное время нет, то производители не были готовы к такому наплыву желающих.

— Так чем все же защитить себя? Врачам предлагают шить маски самостоятельно, из подручных материалов, в интернете гуляет масса лайфхаков, из чего можно изготовить маску…

— Лучший ответ коронавирусу — это любой респиратор. В отличие от медицинских масок, он имеет зону обтюрации, то есть плотно прилегает к лицу. Респираторы могут быть двух видов: с клапаном выдоха и без. Во втором труднее выдыхать. Если человек болен и не хочет заражать других, он должен надевать респиратор без клапана. Нужно понимать, что выходящий из клапана воздух неотфильтровованный, а значит все вирусы расходятся. Соответственно, если же человек здоров, то ему легче и лучше носить респиратор с клапаном.

— Да, но и респираторы исчезли из продажи, их еще сложнее найти, чем обыкновенную маску.

— Хуже того, из-за этого ажиотажа скоро закончится запас респираторов на производствах, где люди работают с газами, красками и химией. А поставок не будет ближайшие месяца два.

Еще почему-то все ищут именно медицинские респираторы, хотя они отличаются от других лишь наличием регистрационного удостоверения, который позволяет использовать их в больницах. Стоит понимать, что респираторы не убивают вирусы, а просто не дают им пройти через ткань. Соответственно, любой респиратор, имеющий маркировку FFP, может вас защитить. Медицинские маски же в этом плане менее эффективны — у них совсем другие задачи.

— Но где же их купить-то сейчас?

— К нам постоянно поступают звонки, но мы уже не продаем средства защиты частникам, перекупщикам и посредникам. Мы для себя решили, что осуществляем поставки только в больницы. Причем, наша фирма принципиально ни на рубль не повысила цены и в ряде случаев продает их по заводской цене. Распродаем оставшиеся на складе запасы.

Но если месяц назад сроки поставки респираторов с заводов были около двух месяцев, то сейчас отгрузка просто прекращена. То есть эти респираторы уходят куда-то. Куда — нам не говорят.

— Надо полагать, что все идет напрямую в больницы?

— Хотелось бы так думать. По идее, их должны распределять по медицинским учреждениям, но к нам регулярно поступают звонки с заказами по несколько тысяч респираторов из больниц, которые перевели в режим стационара для коронавирусных больных.

Всем мы, к сожалению, помочь не можем. Мы в основном занимались средствами защиты для гражданской обороны и охраны труда, и спрос на медицинские респираторы был небольшой. Для ГО у нас есть некоторый запас респираторов, которые предохраняют и от хлора, и от аммиака. Но ажиотажный спрос сметает и их. У нас даже возник вопрос к больницам: что вы с ними делаете? На что нам отвечают: «Так они же одноразовые»!

— Ну так они же действительно одноразовые, на многих упаковках так и написано.

-Мы умрем не от вируса, а от опечатки. Да, на упаковке респираторов написано, что они одноразовые. Они и правда одноразовые, потому что там нет сменных деталей, и вы не сможете поменять фильтр.

Но давайте разберемся. В респираторе есть угольный слой как в противогазе, который защищает от органических, неорганических веществ и аммиака. Одно дело, этот слой может забиться пылью или же, выполнив свою функцию, начнет пропускать химикаты в чрезвычайной ситуации. Тогда нам придется от него избавиться. Но если мы применяем респиратор в целях защиты от вируса, то можем пользоваться им сколько угодно, и ничего не произойдет.

Да, на наружной стороне, возможно, будут вирусы, но, потрогав ее, помойте руки и все. Главное — не трогать внутреннюю сторону. То же самое и с многоразовыми респираторами со съемными фильтрами.

И вот в больницах медперсонал выкидывают ежедневно респираторы по 420 рублей за штуку в помойку — притом, что пока нет необходимого резерва. И просят нас прислать еще тысячу единиц. Мы бы с радостью, только у нас нет столько.

— Да, но в больнице больше шансов подхватить вирус, и врачам, наверное, лучше подстраховаться?

— Вирус живет десять дней, а значит, нужно выдать каждому десять респираторов, чтобы каждый день пользоваться новым, а потом по кругу. За этот период можно сделать кварцевание или положить респиратор в стерилизатор или духовку на 70 градусов. При этой температуре вирус умирает. Это, конечно, не панацея, аскорее вынужденная мера, но нужно как-то вместе решать проблему дефицита средств защиты.

Также я бы посоветовал покупать для врачей легкие и удобные полнолицевые маски со съемными фильтрами. Они, конечно, дороже — около трех тысяч рублей. Но в них можно делать что угодно, они практически неубиваемые, многократно обрабатываются. Необходимо только фильтры менять. Они удобнее в использовании, и медработники будут надежно защищены.

Вирусы, как известно, попадают через слизистую, а респираторы не защищают глаза, в отличие от таких масок. Главное — не трогать руками такую маску изнутри и регулярно обрабатывать ее антисептиками, спиртом или другими дезинфицирующими средствами.

— Какой урок для вас, вашего предприятия преподнесла ситуация с коронавирусом?

— Главный вывод, который можно сделать, исходя из нынешней пандемии и нашей готовности к работе в чрезвычайной ситуации: к любой войне нужно готовиться заранее. Даже если речь идет о борьбе с инфекцией.

У России был запас в несколько месяцев с момента первых известий из Уханя, но мы в должной мере им не воспользовались, не подготовили необходимые резервы, не увеличили госзаказ и не загрузили производства средств индивидуальной защиты дополнительными заказами.

В России, как всегда, готовят сани в разгар зимней распутицы. Это серьезный сигнал не только чиновникам, но и вызов гражданскому обществу. Наряду с запасом гречки в домашнем арсенале всегда должны храниться про запас коробка с респираторами, медицинскими масками, антисептиками и, возможно, более серьезные средства защиты. Мир стал непредсказуем и опасен.

Беседовала Ксения Гуляева