Posted 8 апреля 2020,, 11:49

Published 8 апреля 2020,, 11:49

Modified 30 марта, 14:31

Updated 30 марта, 14:31

Эксперт объяснил, почему громкие выводы о связи между вакциной БЦЖ и смертностью от COVID-19 ошибочны

8 апреля 2020, 11:49
Ученый нашел неточности в расчетах коллег.

Выводы ученых, что вакцина от туберкулеза (БЦЖ) снижает смертность от COVID-19, могут быть неверны с точки зрения статистики. Об этом корреспонденту «Росбалта» заявил ассоциированный профессор ПАО «МТС» по эмпирико-правовым исследованиям Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Скугаревский.

Как он отметил, мнение исследователей изложено в так называемом препринте, а не полноценной научной статье, что вызывает сомнения в качестве проведенного анализа.

«Ученый может разместить свою работу на специальном сайте для внимания публики до подачи в научный журнал или на конференцию. Важно понимать, что такая работа не прошла рецензирование коллег, это выводы автора, за которые несет ответственность лишь он сам. Поэтому в препринтах чаще возможны ошибки и неточности, чем в научных журналах», — объяснил Скугаревский.

Он отметил, что многие СМИ в итоге напрасно подхватили громкие выводы о связи между вакциной БЦЖ и смертностью от коронавируса, поскольку есть определенные сомнения.

«Авторы работы разделили страны мира на три группы: где вакцинация БЦЖ обязательна сейчас, где она была обязательна и где она не обязательна. Далее авторы сравнили смертность от COVID-19 (на 21 марта) в этих трех группах и нашли, что она ниже в странах, где вакцинация обязательна. Но из этого нельзя сделать вывод, что БЦЖ снижает летальность людей», — отметил эксперт.

Он упомянул понятие уровневой ошибки, что подразумевает некорректный перенос закономерностей одного уровня на другой.

«Если в разных странах от COVID-19 умирают разные люди, то нельзя распространять выводы о связи на уровне стран на уровень людей», — объяснил Скугаревский.

Эксперт привел в пример богатые страны, где лучше выявляют заболевания, поэтому и официальный показатель смертности выше. «В развивающихся же странах гораздо чаще встречается обязательная вакцинация БЦЖ, так как там туберкулез представляет проблему для общественного здоровья», — рассказал эксперт.

В качестве еще одной проблемы исследования Скугаревский назвал ложную корреляцию.

«Представьте, что вы посчитаете связь между длиной волос и массой тела. Связь будет сильной и обратной: чем выше масса тела, тем короче волосы. Из этого можно начинать делать далекоидущие выводы, если не остановиться: вы забыли учесть в ваших вычислениях пол человека. У женщин одновременно и длиннее волосы, и меньше масса, чем у мужчин. Поэтому именно пол человека ответственен за появление ложной связи между длинной волос и массой тела. Если „проконтролировать“‌ (т.е. включить в модель) пол человека, связь пропадет», — привел пример эксперт.

По его мнению, такую же ошибку можно обнаружить и в исследовании о вакцине БЦЖ.

«Когда я включил в модель авторов продолжительность жизни в странах мира, подушевой ВВП, иммунизацию, связь пропала. Делая выводы из данных, легко ошибиться», — заключил Скугаревский.

Исследование о связи между прививкой БЦЖ и смертностью от COVID-19 опубликовали шесть ученых на сайте Medrxiv — сервис для размещения препринтов по вопросам здоровья. Выводы авторов вызвали интерес российских СМИ и граждан, потому что в России обязательно вакцинируют от туберкулеза, а показатели заражения от COVID-19 официально ниже, чем во многих странах мира без обязательной прививки.