Posted 14 апреля 2020,, 13:41

Published 14 апреля 2020,, 13:41

Modified 30 марта, 14:28

Updated 30 марта, 14:28

Игра в монополию: куда исчезли маски и респираторы

14 апреля 2020, 13:41
Решение о создании федерального оператора приведет к еще большему дефициту на рынке СИЗ, уверен предприниматель Иван Мархай.

Правительство России назначило корпорацию «Росхимзащита» ответственной за обеспечение регионов медицинскими изделиями. Федеральный оператор должен координировать потребности субъектов в некоторых видах медицинских изделий, на которые распространяются ограничения в оптовой и розничной торговле.

В перечне запрещенных к свободной продаже изделий — медицинские маски, марля, перчатки, защитные костюмы, респираторы. Постановление вводит запрет на оптовую продажу этих товаров кому бы то ни было, кроме оператора-координатора и региональных операторов, имеющих лицензию на занятие фармацевтической деятельностью. 14 апреля стало известно, что правительство пока приостановило действие документа. Однако ясности по поводу того, как будут развиваться события, пока нет.

Когда о приостановке постановления еще не было известно, в «Росхимзащите» корреспонденту «Росбалта» сообщили, что петербургские медучреждения будет снабжать масками, перчатками, респираторами ОАО «Центральная фармацевтическая база». В Ленобласти этой задачей займется ГП «Ленфарм».

При этом в корпорации сразу предупредили, что не все региональные партнеры могут быть в курсе проблем снабжения, цен и номенклатуры товаров. На вопрос, есть ли на складах необходимое для больниц защитное имущество, на горячей линии «Росхимзащиты» затруднились ответить, сообщив, что пока концерн только собирает заявки, дальше будет принято решение, куда и сколько СИЗ отправлять.

«Только для Ленинградской области необходимо 5 млн масок», — подчеркнул оператор.

В ОАО «Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга» отказались комментировать ситуацию, сославшись на занятость. В ГП «Ленфарм», работающую с медучреждениями Ленобласти, были любезнее и предложили составить заявку на необходимые товары, которую рассмотрят в течение дня и направят в Тамбов.

Сомнения по поводу успеха реализации постановления Правительства сейчас высказывают многие игроки рынка средств индивидуальной защиты.

Чем грозит подобная монополизация, что беспокоит производителей и дилеров, а также почему поставленная правительством задача труднореализуема у условиях пандемии коронавируса, в интервью «Росбалта» рассказал генеральный директор старейшего на Северо-Западе предприятия по реализации средств защиты Иван Мархай.

— К чему, на ваш взгляд, приведет монополия на рынке СИЗ?

— Это постановление — более чем странное решение. Очевидно, что оно продиктовано благими намерениями защиты рынка, предотвращения роста цен на средства медицинской защиты, снабжения необходимым медработников. Но принимая его в спешке, в правительстве не учли очень важные моменты.

Во-первых, Федеральным оператором, распределяющим продукцию средств защиты, назначили корпорацию «Росхимзащита», головное предприятие которой находится в Тамбове. Это бывший Научно-исследовательский химический институт, который занимался разработкой и опытным производством средств индивидуальной защиты типа самоспасателей, защитных костюмов — причем не имеющих отношения к медицине. Речь идет о небольшом коллективе ученых-экспериментаторов, производственников, административных работников.

Во-вторых, они никогда не занимались крупными продажами, логистикой, у них нет своих представительств в большинстве регионов, сети продаж. Более того, «Росхимзащита» никак не связана с респираторами и масками, которые сейчас особенно необходимы в больницах. Это не их профиль, но почему-то именно данную корпорацию Минпромторг уполномочил быть федеральным оператором.

В Постановление, не разбираясь, внесли всю номенклатуру защитных костюмов и респираторов. Необходимо понимать, что они бывают разные. Нужно было уточнить, какие можно продавать, а какие пригодны только для медучреждений.

То же самое с респираторами. Сейчас никто не понимает, какие именно изделия должны быть включены в список запрещенных в свободной продаже. Например, заводы ежегодно закупают миллионы респираторов по программе охраны труда. Им что, теперь останавливать производство из-за того, что все респираторы будут отданы в больницы?

— Да, но медицинские респираторы и промышленные — это же разные вещи, разве не так?

— В том-то и дело. При всем уважении к «Росхимзащите», они не знают, кто занимается производством респираторов и какие лицензии нужны для их производства и продажи. Корпорация никогда не работала на этом направлении, но их обязали распределять продукцию через 85 региональных операторов. Можно им только посочувствовать.

— Надо полагать, правительство было озабочено ростом цен на средства защиты и поэтому, выбирая федерального оператора решило, что монополист сможет сдержать рост цен в предписанном 10% диапазоне?

— Да, правительство действительно сократило наценки. Но это же основы экономики, которые преподают в любом вузе на первом курсе: снижение цен провоцирует дефицит товара на рынке.

Не проще ли было, не громоздя новых структур, просто зафиксировать заводские цены и обязать дистрибьюторов продавать продукцию в первую очередь медучреждениям? Это же сейчас можно легко контролировать.

Мы, кстати, так и делаем, без всякого постановления и надзора — распродаем оставшиеся на складе средства защиты только больницам, причем зачастую по заводской цене.

Бизнес ведь тоже несет социальную ответственность. Гешефт в это трудное время можно сделать только за счет потери репутации, а мы ею дорожим, не собираясь наживаться на беде.

— С региональными операторами поддерживаете связь?

— Нет. Удивительно, но мне даже городские чиновники звонят и интересуются, кто у нас в регионе оператор. Говорят, что им поставлена задача добыть респираторы, но они не знают, как это сделать.

Я хочу напомнить: в Ленобласти есть производитель респираторов, которому Минпромторг два месяца назад запретил поставки товара дистрибьюторам и дилерам — хотя это частное предприятие. Теперь не понятно, куда уходит вся их продукция. Надеюсь, напрямую в больницы.

— На ваш взгляд, «Росхимзащита» справится с этим госзаказом?

-Мне кажется — нет.

— И что делать?

— Нужно обращаться в Ассоциацию СИЗ и просить, чтобы они тоже включались в эту работу. У них ведь развитая дистрибьюторская и дилерская сети.

За три дня не научить людей, что такое респираторы, в чем их отличие, что и сколько стоит, для чего что годится. И конкуренцию необходимо сохранить.

— А как заставить дистрибьюторов продавать изделия именно медицинским учреждениям?

— Комитеты по здравоохранению рассылают перечни организаций, которые занимаются поставкой. Каждое предприятие своих дилеров знает. У них есть все договоры. Можно сделать допсоглашения, обязав продавать продукцию только медучреждениям и постоянно действующим производствам в пропорциях, например, 70/30 процентов. При этом выдавать памятку, что респираторы не одноразовые, как и сколько им можно правильно пользоваться.

Тогда мы успеем создать запас или хотя бы исключить дефицит. Также нужно обязать продавать изделия не выше цены производителя, оставляя продавцам только дилерскую скидку.

— Почему вообще возник дефицит таких простых товаров как медицинская маска и респиратор? Это же не электроника, не космические технологии?

— Ассоциация производителей и разработчиков средств индивидуальной защиты как раз и занимается тем, что много лет подряд пытается донести до правительства свое компетентное мнение, почему нужны российские респираторы и почему их важно производить в России.

Импорт — это хорошо, но когда границы закрыты, мы остаемся без поставок. В «мирное» время Россия закупает респираторы подешевле в Китае, подороже — в США. Наше производство в итоге загибается и работает с минимумом прибыли.

Респираторы — это вопрос чрезвычайной важности, так как средства защиты — стратегическая отрасль. Штаты сейчас, по сути, воруют респираторы. Китай, оправившись от эпидемии, начал производить маски, чтобы заработать деньги. Их заказали Италия, Германия, но Америка перехватила весь заказ себе. Так может случиться и с нами не в самый приятный момент.

В России есть американские заводы респираторов, но в стране необходимо не только производство изделий, но и всех комплектующих. То есть вся цепочка должна быть отечественной.

Ведь если импортные комплектующие заканчивается — смысла нет в иностранном производстве на нашей территории. Вот, о чем должно быть Постановление правительства, если мы думаем о сохранении суверенитета и независимости в чрезвычайных ситуациях.

Кстати, есть еще время исправить ошибки нынешней нездоровой «госмонополизации» рынка средств защиты, чтобы избежать окончательного коллапса всей системы. Это наша общая задача.

Беседовала Ксения Гуляева