Posted 21 апреля 2020,, 16:15

Published 21 апреля 2020,, 16:15

Modified 30 марта, 14:25

Updated 30 марта, 14:25

Красота вне закона: как на карантине выживает бьюти-индустрия

21 апреля 2020, 16:15
Как минимум до 30 апреля в России нельзя пользоваться услугами салонов красоты. Или все-таки можно?

Пандемия коронавируса под лозунгом «Сиди дома» серьезно подкосила даже самых успешных предпринимателей. Огромные убытки несет рынок индустрии красоты — парикмахерские и косметологии, маникюрные и массажные салоны.

Чем живут сейчас владельцы салонов красоты и мастера, принимавшие на дому? Действительно ли все они ушли на (не)заслуженный отдых? Петербургский бьюти-мир проверял на прочность корреспондент «Росбалта».

«Девочки оказались сознательными»

С огорчением рассматриваю отросшие ногти. Месяц назад, уже на самоизоляции, я умудрилась покрыть их гель-лаком в маникюрном салоне. Спустя пару дней он закрылся. Недавно на улице я столкнулась с Ириной, проработавшей в салоне больше трех лет, и не могла не полюбопытствовать, как у нее дела.

«Я в неоплачиваемом отпуске. В другой ситуации переквалифицировалась бы в визажиста — я проходила курсы. Но сейчас ни праздников, ни фотосессий, ни свадеб. Вся индустрия красоты просто схлопнулась», — рассказывает она.

По ее словам, в салоне ни одному мастеру ничего не заплатили, даже тем, кто работал по окладу и всю страховую часть оплачивал за себя сам — 43%, а не 13%. Вот такая ответственность работодателя.

«А салона, может, скоро и не будет, директору нечем аренду платить. Частник отказался предоставить арендные каникулы. Кстати, в бизнес-центрах салонам вроде бы легче, им хоть какую-то отсрочку дали», — говорит Ирина.

Вспоминаю, какие баталии накануне велись в петербургском ЗакСобрании — депутаты, наконец, договорились с 1 апреля по 30 июня не брать аренду с малых и средних предпринимателей, если они арендуют помещения у города. В стороне не останутся и салоны красоты — но сколько их действительно работает в зданиях, принадлежащих городу? Пожалуй, большинство имеют дело с частниками, которые не слишком сговорчивы.

С салонами ясно. Может, прозвонить знакомых маникюрщиц, работающих на дому? Набираю Татьяне — она живет в соседнем корпусе.

«У меня поток клиентов не просто сократился, его вообще нет. Но я и сама изначально хотела сесть на карантин, и все мои девочки оказались сознательными — сами отменили запись, согласившись ждать лучших времен», — объясняет Татьяна.

По словам мастера, у нее и большинства ее коллег сейчас абсолютно нет заработка — все, затаив дыхание, ждут мая. Клиенты должны вернуться — не в безликий салон, а к конкретному человеку, привычному качеству и душевным разговорам.

Однако если в мае ничего не изменится, часть автоматически отсеется из-за падения доходов. Многим уже нечем платить за ипотеку — чего уж говорить о том, чтобы ежемесячно делать ногти за 1200 рублей.

«Знаю мастеров, которые продолжают работать, и их ничего не смущает, хотя опасность заражения высокая. Это очень контактная работа, тут, как ни дезинфицируй руки, перед тобой два часа сидит другой человек на расстоянии меньше метра», — говорит Татьяна.

Намек ясен. Начинаю искать в шкафчике давно забытый маникюрный набор.

«Мастера распродают оборудование и материалы»

Telegram звенит новым сообщением — пишет подруга. Жалуется, что ей пора красить брови и «делать форму», но любимый салон закрыт. Мой совет поискать дома пинцет остается без внимания. Подруга пересказывает мне свой диалог с «феей бровей».

Ангелина работала бровистом в салоне красоты, но еще за пару недель до введения ограничительных мер поток клиентов снизился на 80%. В день к мастерам являлись 2-3 человека, что совершенно не приносило прибыли — этого хватало лишь на частичное погашение аренды. Сейчас салон уже месяц как не работает, и его решили закрыть насовсем.

Я вспоминаю недавнее обращение президента к правительству — он посоветовал выплачивать организациям по 12 тысяч на сотрудников, чтобы сохранить рабочие места. Правда, касается это только тех, кто умудрится к 1 мая сохранить 90% штата, а сами средства поступят им на счет не раньше 18 мая. Что-то подсказывает мне, что к тому времени от индустрии красоты в нашей стране останется выжженное поле…

«У знакомых все то же самое. Особенно страдают те, у кого оформлено ИП — они начинают распродавать оборудование и материалы, чтобы хоть как-то погасить аренду, — рассказывает Ангелина. — На дому я сейчас тоже не принимаю, так как у меня маленький ребенок».

«Я работаю только со здоровыми людьми!»

От косметических процедур я не слишком зависима, но не так давно в Instagram на меня подписалась косметолог Алена, которая принимает на дому в моем районе. Уже пару недель я с недоумением просматриваю сториз этой харизматичной девушки. Вот она, сияя белоснежной улыбкой, записывает обращение подписчикам:

«Девочки, дорогие, меня засыпали вопросами, работаю ли я. Ну, конечно, работаю! И я работаю только со здоровыми людьми, все мои клиенты это знают! Приходите на биоревитализацию и чистку! Я вас жду!»

Интересно, думаю, а она знает об инкубационном периоде? Во время косметической процедуры клиенту явно требуется снять маску… Решаю уточнить.

«Алена, а вы сейчас принимаете?» — интересуюсь у нее уже не как клиент, а как журналист. Она пишет мне пространное сообщение, из которого следует, что ее доходы остались на том же уровне, и запись такая же полная, как всегда. Когда я начинаю задавать вопросы о дезинфекции, она удаляет все свои сообщения и перестает отвечать.

Странно…

«Салоны принимают при закрытых жалюзи»

Так, а что у нас со стрижками? Смотрю на себя в зеркало — несколько сантиметров отросших волос я бы уже безжалостно отрезала.

«6 апреля почти все, кто был записан ко мне на месяц вперед, сообщили, что не придут, — рассказывает парикмахер Ксения. — Мне отказали в аренде кресла, я начала думать о работе на дому, но решила не рисковать. С нами живет мама, ей больше 65 лет, и она первая в группе риска по коронавирусу».

Ксения работает с кудрями и локонами уже более 25 лет и уверена, что самые преданные клиенты никуда не денутся и вернутся, когда эпидемиологическая обстановка придет в норму.

«Я знаю, что некоторые парикмахеры до сих пор принимают клиентов. Слышала, что салоны работают при закрытых жалюзи. Не понимаю, как они не боятся проверок, да и заразиться очень легко», — недоумевает она.

Финансовая ситуация у мастера сейчас сложная, из доходов — только пенсия бабушки, на которую семья живет втроем. А дочке, которой в этом году предстоит сдавать ЕГЭ, нужно оплачивать репетиторов: на подготовку к экзаменам до сих пор уходило более 20 тысяч в месяц.

«Болит спина? Пиши в директ»

Интересно, а как обстоят дела с массажем? Да, от шоколадных обертываний и антицеллюлитных процедур на пару месяцев можно отказаться, но что делать, если у тебя защемление в спине? Пытаюсь найти мастера.

«Болит спина? Запишитесь ко мне на первичный сеанс, и я определю стратегию лечения. Онлайн-запись в директ», — пишет петербургский массажист в своем аккаунте 3 дня назад.

«А вы сейчас работаете?» — спрашивают его в комментариях.

«Всегда работаем!» — гордо отвечает мастер.

Увы, 10 из 10 опрошенных петербургских массажистов оказываются неразговорчивыми. Кто-то просто игнорирует мои сообщения, а брутальный мужчина, обещающий в своей группе «ВКонтакте» разогнуть любую спину, сомневается в том, что я сохраню анонимность источника. Все это, увы, наводит на мысли о том, что всем есть, что скрывать. И каждый сейчас вертится, как может, зарабатывая на жизнь, невзирая на ограничения.

Back in the USSR

Итак, мы убедились в следующем. Если вы без слез не можете взглянуть на себя в зеркало и готовы рискнуть своим здоровьем и благополучием окружающих ради ухоженной внешности — найти мастеров в интернете не составит труда.

Безусловно, их можно назвать недобросовестными — число заболевших коронавирусом в России стремительно растет, а они только способствуют распространению инфекции. Однако осуждать их сложно, учитывая, что у всех семьи, кредиты, ипотеки, а о финансовой поддержке от государства многие лишь мечтают.

Другое дело, что девушкам со стрижками, маникюром, массажем и другими приятными процедурами действительно лучше повременить, а еще лучше — найти домашние альтернативы. В конце концов, спросите мам и бабушек — а как они холили и лелеяли свою внешность 20-40 лет назад?..

Анжела Новосельцева