Posted 25 апреля 2020,, 08:09

Published 25 апреля 2020,, 08:09

Modified 30 марта, 14:23

Updated 30 марта, 14:23

«Виртуальные прогулки мотивируют прийти в реальный музей»

25 апреля 2020, 08:09
Шанс прикоснуться к национальным шедеврам должен быть у всех, уверена замдиректора Русского музея Ольга Бабина.

Пандемия коронавируса рассадила всех по домам, но культурная жизнь в России и мире продолжает бить ключом — пусть и в онлайн-режиме. Сегодня каждый вне зависимости от того, в какой точке мира он находится, может бесплатно побывать в Метрополитен-опере, Национальной галерее искусства в Вашингтоне, филармонии им. Шостаковича, Александринском и Мариинском театрах, в Третьяковской галерее и Русском музее.

Как выживают музеи на карантине? С чего начать онлайн-путешествие, если вы не большой знаток искусства? Рассказывает Ольга Бабина, заместитель гендиректора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея, который 25 апреля празднует 125-летие со дня своего основания.

— Ольга Анатольевна, как Русский музей выживает без посетителей?

— Русский музей, включая Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, Михайловский замок и Домик Петра I, закрылся 18 марта. Но уже 23 числа мы начали ежедневно вести онлайн-трансляции: это и лекции об искусстве, и документальные фильмы, и онлайн-экскурсии. Кстати, с введением режима самоизоляции посещаемость портала «Русский музей: виртуальный филиал» увеличилась в три раза. С начала месяца к нам пришли 90 тысяч посетителей.

Виртуальные туры по постоянной экспозиции музея теперь просматривают в четыре раза чаще, онлайн-туры по выставкам стали популярнее в 8 раз. Региональная аудитория портала также увеличилась вдвое, много посетителей из Беларуси, Украины, Казахстана, Германии.

Все онлайн-программы у нас абсолютно бесплатные. Увы, без живых посетителей мы теряем порядка 2 млн рублей в день.

— Сотрудников музея увольнять не пришлось?

— У нас есть люди, которые оказались не у дел — смотрители и реставраторы, чье присутствие в музее должно быть обязательным. Треть музейного штата — это сотрудники старше 65 лет, их социальные службы отправили на больничный. Им нелегко, но никого не увольняли, все мы ждем, что пандемия коронавируса скоро пойдет на спад.

Но большая часть людей у нас заняты дистанционно. На удаленке научные сотрудники, служба госучета также работает в режиме электронного документооборота и онлайн-доступа к музейному серверу.

— В музей никто не наведывается?

— Ну почему, два раза в неделю хранители музея осматривают всю коллекцию. Мы ведь не можем бросить экспозицию и фондовые помещения совсем без присмотра. А климатологи работают каждый день, наблюдают за приборами, регулируют температурный режим и влажность. Так что с коллекцией все будет в порядке.

— Переход на полноценный виртуальный формат стал для музея новым вызовом или база уже была наработана?

— У Русского музея давно есть виртуальные филиалы в разных регионах России, в том числе зарубежные. Все наши партнеры имеют равный доступ к порталу — неважно, это крупные музеи и университеты или пользователи из региональных библиотек и деревенских домов культуры.

Долгое время онлайн-музей вызывал много критики, некоторые скептически утверждали, что нельзя заменить подлинный экспонат цифровой копией. Но практика показала, что копия не стремится и не соперничает с подлинником, а расширяет знания о нем даже в среде специалистов.

У нас огромная страна, а шанс прикоснуться к национальным шедеврам, пусть и через экран, должен быть у всех. И в первую очередь у молодого поколения, которое не мыслит своей жизни без гаджетов. Роль музея состоит в том, чтобы увлечь их искусством, через цифровой контент сделать музей доступнее, ближе, интереснее и понятнее.

Сейчас, когда нет возможности работать в обычном режиме, интернет нас по-настоящему спасает. И тот багаж фильмов, лекций, что был накоплен, теперь превращается в ежедневный онлайн-контент. И он востребован, ведь у людей сейчас больше времени, интерес к искусству пробуждается. Так что у музея открылось второе дыхание.

— Расскажите, что можно посмотреть на портале музея?

— Портал Русского музея — это единое информационное пространство с контентом на любой возраст и вкус. Можно отправиться в виртуальный тур по музею или открыть вкладку «Коллекция», чтобы посмотреть оцифрованные произведения в высоком разрешении. А во вкладке «Альбомы» посетителей ждут тематические подборки произведений из нашей коллекции.

Есть виртуальные туры по временным выставкам: К.Петрова-Водкина, К. Малевича, Д. Бурлюка, выставкам из цикла «Сага о Династии Романовых». Не стоит забывать и о мобильном приложении Artefact — там вы найдете еще 9 выставок Русского музея: «Экспрессионизм в русском искусстве», «Союз молодежи», «Мода на русское». Там же можно посмотреть экспонаты выставки «Александр 3. Император и коллекционер», которая открылась у нас в марте, но из-за карантинных мер проработала считанные дни.

— А если хочется подтянуть знания по истории искусства?

— Каждый день Русский музей выходит в прямой эфир — на сайте, ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook и Instagram. В программе онлайн-трансляций — передачи для взрослых и детей — это онлайн-экскурсии, уроки, лекции, встречи со специалистами в сфере искусства и показы фильмов, посвященных коллекции музея и истории русского изобразительного искусства. Расписание есть на сайте.

Можно посидеть в онлайн-лектории — там больше 100 лекций по истории искусства. Видеозаписи лекций доступны и на YouTube-канале «Виртуальный Русский музей». А еще рекомендуем пройти электронный курс истории русского искусства — в открытый доступ мы выложили три учебника по темам «Рубеж веков», «Русский авангард» и «Сады Русского музея». А на платформе «Маркетплейс образовательных услуг» опубликовано 30 видеофильмов авторской программы директора музея В.А.Гусева «Век Русского музея».

— С чего начать неофитам, которые ни разу не были в Русском музее и не слишком разбираются в искусстве? Как не запутаться в разнообразии тем?

— Я бы рекомендовала начать с онлайн-«бродилки» по экспозиции — она позволяет идти туда, куда вас ведет мышка, в любой зал. Виртуальная прогулка хороша тем, что вы получаете столько информации, сколько вам требуется — можно копать в глубину и кликать на каждую картину, а можно пробежаться по залам и поразмышлять, почему экспозиция построена именно так, а не иначе.

После прогулки я бы советовала перейти к другим страницам сайта — к конкретным авторам, периодам, стилям. Можно почитать про архитектурные стили наших дворцов или о садово-парковых ансамблях. Кстати, на YouTubeлекции скомплектованы по темам, запутаться сложно. А если вы намерены всерьез погрузиться в искусство, наши сотрудники помогут скорректировать вашу образовательную программу и подсказать по контенту — со всеми вопросами стоит обращаться либо через сайт, либо в соцсетях.

— Может случиться так, что люди, привыкшие на карантине к виртуальному контенту, потом не захотят тратить время на посещения музеев вживую?

— Нам этот вопрос задают уже 17 лет, с тех пор, как мы открыли виртуальный филиал. Но все наоборот. Виртуальное пространство позволяет расставить другие акценты и испытать иные эмоции, отличные от тех, что вы чувствуете, гуляя по музею. Мы предлагаем пользователям окунуться в исторические эпохи, рассмотрев манеру и стиль письма художников, стать начинающими экспертами, научиться видеть главное и второстепенное.

Например, когда человек идет в музей смотреть, прежде всего, полотна К. Айвазовского, К. Брюллова или И. Шишкина, он наверняка не обратит внимание на лепные фризы академических залов или на прекрасные плафоны Мраморного или Строгановского дворцов. И, как показывает практика, виртуальные прогулки только мотивируют еще раз прийти в реальный музей.

Беседовала Анжела Новосельцева