Posted 29 апреля 2020,, 08:29

Published 29 апреля 2020,, 08:29

Modified 30 марта, 14:21

Updated 30 марта, 14:21

Эксперты рассказали, почему в изоляции обостряются семейные конфликты и как с ними справляться

29 апреля 2020, 08:29
Специалисты на конкретных примерах показали, как лучше всего вести диалог.

Центр медиации Санкт-Петербургского государственного университета, куда петербуржцы могут прийти для внесудебного мирного урегулирования споров, отмечает рост обращений на треть с начала эпидемии. Специалисты объяснили, чем это обусловлено, и рассказали, как справляться с конфликтами.

По мнению экспертов, отношения в семьях сейчас могут обостряться из-за изменения образа жизни.

«Долгое время стремительно ускоряющийся ритм жизни людей не давал нам возможности проводить время дома со своими близкими, общение ограничивалось вечерами и выходными. Сегодня же мы заперты в четырех стенах и находимся в постоянном контакте друг с другом. Непривычная ситуация, отсутствие возможности свободно выбирать пространство, в котором ты находишься, ограничение деятельности, изменение модели поведения с неизбежностью меняют и модель общения, но не всегда в лучшую сторону», — сказала директор Центра медиации СПбГУ Евгения Васькова.

Однако существуют простые и эффективные техниками коммуникации, которые позволят пережить непростое время самоизоляции — научиться выстраивать диалог с близкими людьми и слышать друг друга даже во время спора.

Специалисты центра порекомендовали использовать в обыденной жизни те же техники, которые профессиональные медиаторы используют в своей работе.

В первую очередь необходимо разграничить факты, интерпретации и эмоции. «При поступлении информации человеческий мозг автоматически приступает к интерпретации, человек оценивает эту интерпретацию в терминах „хорошо/плохо“, „правильно/неправильно“ и реагирует на оценки соответствующими эмоциями, да еще и приклеивает ярлык — диагноз самому источнику информации», — сказала доцент СПбГУ, руководитель Службы консультирования и медиации, медиатор Торгово-промышленной палаты Петербурга Елена Иванова.

В результате, отметила она, реагирование часто происходит не на объективное событие, а на то, как человек его воспринял и оценил. Это легко становится поводом для конфликтов.

Эксперт, если хочется резко ответить собеседнику, остановиться на несколько секунд и осознать, на что вы собираетесь реагировать.

«Отмотайте назад цепочку „действие-оценка/эмоция-интерпретация-факт“. Вместо того, чтобы раздраженно сказать жене: „Что ты за хозяйка, целый день дома, а даже обед не приготовила вовремя, тебе на всех наплевать“, можно было бы вспомнить: „У ребенка сегодня проблемы с подключением к дистанционному обучению, ты полдня провела, пытаясь ее решить, и очень переживала все это время“. В результате в семье воцарится теплая атмосфера, и можно будет подумать, как в следующий раз всей семьей решить проблемы быстрее», — уверена Иванова.

Вторая техника, рекомендованная медиаторами СПбГУ, прием активного слушания. Это значит, что диалог ведется на равных, а человек не произносит монолог, не игнорирует мысли и чувства партнера, не дает негативных оценок, а проявляет внимание и уважение даже к тем высказываниям, с которыми не согласен.

Показать собеседнику свой интерес эксперты советуют через перефразирование высказанных им мыслей и чувств: «Ты имеешь в виду, что…», «То есть ты хочешь сказать, что…», «То есть ты хотел бы…», «Можно сделать вывод, что…».

«Это вовсе не обязывает вас соглашаться, — добавила Иванова. — Используя эти приемы, вы не только слушаете партнера, но и действительно слышите и понимаете его. В результате гораздо скорее вы находите общий язык, и вполне возможно, что ваш партнер пойдет вам навстречу».

Об опыте, который мы обретаем в эпоху пандемии, в подкасте «Росбалта» рассуждает писатель Александр Архангельский.

О том, почему во время эпидемии страхи неизбежны и как с ними справляться самостоятельно, в подкасте «Росбалта» рассказывает психолог Ольга Нэлт.

Что делать, если вы стали жертвой домашнего насилия в период карантина, в подкасте «Росбалта» рассказывает правозащитник Булат Мухамеджанов.