«Настало время, когда о помощи приходится фактически кричать»

Конечно, счастье не в деньгах. Однако без средств в большом городе, к сожалению, не выжить никому, уверены некоторые музейщики Северной столицы.


Онлайн-активность не может заменить живой музейной жизни. © Фото предоставлено Любовью Злобиной

Культурная индустрия стала одной из наиболее пострадавших на фоне продолжающегося коронакризиса. Музейная отрасль в стране не стала исключением. Однако с наибольшими проблемами столкнулись малые и частные музеи, буквально оставшиеся без средств существования. 

Мария Полубинская, директор музея «Русский Левша»:

Фото из личного архива Марии Полубинской

«Наш небольшой музей, существующий уже 14 лет, является подразделением некоммерческой организации Союза творческих деятелей „Международная Гильдия Мастеров“. 

Все эти годы мы старались справляться самостоятельно, но сейчас настало время, когда о помощи приходится фактически кричать. Ведь наше положение сильно осложняется тем, что ни под одну программу поддержки государства „Русский Левша“ не попадает: мы — некоммерческая структура, музей наш — не частный и не государственный, малый и средний бизнес — тоже не про нас. Но при этом нет деятельности, нет посетителей, соответственно — нет дохода. 

Все, что заработали за прошедшую зиму, ушло на зарплаты и налоги, которые мы исправно платим, ведь их никто не отменил — как и счета за коммунальные и банковские услуги, уборку придомовой территории, охрану культурных ценностей, пожарную охрану, телефон, интернет. Задержка чревата штрафами, и все это в совокупности вскоре может превратиться в океан долгов. 

Наши экспонаты так просто через интернет не покажешь. Микроминиатюра — редкий вид искусства, она не терпит халатного отношения к демонстрации. Для подготовки качественного контента на онлайн-площадке необходимо специальное оборудование, которое надо искать в институтах у исследователей микромира, и есть оно далеко не везде. Необходимы время и деньги. 

Мы прорабатываем варианты показа авторских коллекций, представляемых нами во временных экспозициях, организацию мастер-классов в режиме онлайн. Но сможем ли заработать на этом? А если да, то когда? Для того, чтобы завоевать зрителя, нужно время. Сейчас бы не растерять с таким трудом созданную аудиторию. 

Конечно, счастье не в деньгах. Но без средств в большом городе не выжить никому. И мы не исключение». 

Ирина Ярославцева, зам. директора Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства по развитию:

Фото из личного архива Ирины Ярославцевой

«За закрытыми дверьми Музея у нас, музейщиков и их помощников, буквально открылись глаза. Мы воочию убедились, что вся наша разнообразная работа „заточена“ на реальные музейные пространства. Онлайн-активность не может заменить живой музейной жизни. 

Главная досада — перенесенные на неопределенный срок выставки. Конечно, выставка Театрального музея к 75-летию со дня рождения блистательного актера Георгия Тараторкина позже непременно состоится, ну а пока мы выкладываем на музейном youtube-канале записанные еще до карантина видео-интервью с его однокурсниками и однокашниками по Студии Зиновия Корогодского и ТЮЗу им. Брянцева.

Выставка к 75-летию Победы „На солнечной поляночке: фронтовые концерты“ так и останется виртуальной, но материалы к ней мы начали регулярно выкладывать в музейных соцсетях. Еще до закрытия музеев было записано несколько видео-экскурсий по экспозициям Шереметевского дворца — Музея музыки. О Прасковье Жемчуговой, Эдуарде Направнике, графине Анне Сергеевне Шереметевой и ее музыкальном салоне можно узнать на музейном сайте.

Кроме того, мы рассказываем забавные „НеМузейные истории“, концерты-лекции об этнических и старинных инструментах, исторические анекдоты и истории об экспонатах. А молодые сотрудники активнейшим образом включились в популярные флешмобы, и сами придумали серию фото-шарад #угадай_ка_пьесу. Их можно посмотреть в наших соцсетях — в „Вконтакте“ и Facebook. Короткие веселые истории и загадки пользуются успехом у читателей и создателей: смех как всегда спасает людей в любых, самых неопределенных и грустных ситуациях».
Любовь Злобина, PR-менеджер ЧУК «Санкт-Петербургский музей игрушки»

Фото из личного архива Любови Злобиной

«Буквально за несколько дней до начала изоляции, 23 марта, в нашем музее был запущен новый ежегодный проект детского творчества „7 дней славы!“, его открыла выставка „Подарок другу“. Открыта она была всего два дня. Но мы записали на видео экскурсии, сделали фотографии экспонатов все выложили на страницах музея в соцсетях: „ВКонтакте“, Facebook, Instagram.

Мы сняли и экскурсии по постоянно действующей экспозиции. Подготовлен большой цикл статей об истории игрушки, о художниках и коллекционерах игрушек, о фабриках, выпускающих тиражные игрушки из разных материалов. Серия рассчитана на три месяца, так что и после окончания карантина, статьи будут продолжать публиковаться. 

В нашем музее „живет“ замечательная тряпичная обезьянка Жаконя, наш талисман. Старшее поколение прекрасно помнит и сказку Юрия Магалифа „Приключения Жакони“, и детскую передачу Ленинградского телевидения с ее участием. Вынужденные каникулы дали возможность напомнить нашим подписчикам о приключениях Жакони, а также рассказать историю жизни его создателя — многогранно одаренного писателя, поэта, артиста и художника Юрия Магалифа. „Истории на ночь от Жакони“ каждый вечер выходят в 19.30 в соцсетях на страницах Музея.

И все же интернет никогда не заменит живого общения. И хотя самоизоляция позволила сотрудникам музея раскрыть свои исследовательские и писательские таланты, мы с нетерпением ждем тот день, когда двери музея снова откроются для гостей».

Светлана Макеева, заведующая Чаплыгинским краеведческим музеем (Дом Меншикова):

Фото из личного архива Светланы Макеевой

«Домом Меншикова называют восстановленное здание, сохранившееся от Петровской крепости Ораниенбург. В нашем музее несколько залов, в которых повествуется история нашего края и города начиная с первых поселений и заканчивая днями сегодняшними.

К 75- летию Победы планировалась выставка члена союза художников России П.Е. Веселкина — нашего земляка, замечательного художника который готовил целый цикл работ, посвященных Великой Отечественной войне „О героях былых времен“. Однако ее решено перенести на другое время, когда мы сможем вернуться в свой родной музей. 

А сейчас рассказываем своим подписчикам на страничках музея в социальных сетях об истории края, культуры, искусства, ведем рубрики — артгалерея, история картины, „Мы из Раненбурга“. Готовим видеоролики о выставках, событиях, людях, отдельных экспонатах, делимся интересными фактами из жизни наших земляков и соотечественников, ретро-фотографиями. 

Также мы продолжаем комплектацию фондов, ведем переписку с людьми, которые хотели бы рассказать о себе и своих родных- уроженцам нашего края. Так что, несмотря на карантин, жизнь музея не замирает, мы продолжаем жить и работать». 

Екатерина Юхнева, директор-основатель этнографического музея «Квартира доходного дома» им. Н.В.Юневой:

Фото из личного архива Екатерины Юхневой

«Я недавно снялась в сюжете для одной из новостных программ, чтобы на фоне дикой психической эпидемии, которую мы сейчас наблюдаем, напомнить: дом — это не жуткое место самоизоляции, а семейное или даже родовое гнездо. Может быть, кадры из нашей квартиры, где жило шесть поколений нашего рода, помогут семьям, трагически переживающими изоляцию, как-то по-другому взглянуть на свой дом. 

Заскучав без экскурсий, мы с дочерью и ее коллегой записали на профессиональную аппаратуру полную экскурсию по квартире. Четырехчасовой рассказ об интерьере, меблировке, экспонатах и живших в этой квартире до революции людях станет в будущем своего рода методичкой, которую будут использовать экскурсоводы. 

Еще записали старинные настольные игры из Праздничной программы. Часть игр мы можем по электронной почте послать желающим, и им останется только на принтере распечатать и разрезать. Если карантин продлится — будем делать такие видео о всех наших программах: „Как воспитывали девочек в старину“, „Почувствуй себя гимназической“, „Дамские штучки“, „Готовим по рецептам Молоховец“, а также „Создай свой музей“». 

Наталья Петрова, директор Историко-литературного музея города Пушкина:

Фото из личного архива Натальи Петровой

«До начала самоизоляции наш музей медленно осваивал новые технологии, вел академический образ музейной жизни. Пандемия заставила стремительно реагировать на нововведения. Хотя еще в конце прошлого года былиразработаны и внедрены циклы „Календарь“ и „Жили — были вещи“, которые знакомят виртуальных посетителей с историческими событиями, происходившими в нашем городе в разные времена, и рассказывают о вещах, представленных в постоянной бытовой экспозиции „Царскосельский трактир“. 

Еще раньше мы запустили цикл „Царскосельская беседа“, рассказывающий о жизни и творчестве деятелей культуры и искусства Царского Села — Детского Села — Пушкина. Также У нас большой фотоархив, он помогает готовить экскурсии по постоянным экспозициям и временным выставкам. 

Основная часть сотрудников работает в режиме дистанционной работы, делят рабочие места со своими семьями. Порой работают сообща с членами семей, осваивая новые знания, умения, навыки. Сотрудники музея понимают, что на них лежит ответственность по сохранению и музейного фонда РФ и объектов культурного наследия. Дополнительная мотивация не требуется».

Татьяна Бороноева, директор Национального музея Республики Бурятия, Улан-Удэ:

Фото из личного архива Татьяны Бороноевой

«Мы в Бурятии живем по буддийскому календарю и наши ламы давно предупреждали нас, что наступил год металлической мыши, и он будет непростой. 

О коронавирусе мы узнали довольно рано — Монголия закрыла границы еще 10 февраля и наш Роспотребнадзор уже тогда предупреждал. И все же мы не ожидали, что реальный мир так быстро превратится в виртуальный. 

Мы проводим в Инстраграме разные викторины: о художниках, природе, этнографии. И чтобы всем не растеряться в этих новых условиях, придумали вот такое расписание. В понедельник показываем хронику, фильмы из архива; вторник у нас называется „Артвторником“, среда — „Экосредой“, в четверг — „Этночетвергом“, а вот пятницу отдали Музею декабристов и называется она Селенгинской пятницей (музей это наш филиал и находится в поселке Новоселенгинск). В этом доме жили братья Бестужевы и там есть животворящий крест — древнейшая православная святыня Забайкалья, вот сейчас мы ее покажем виртуально. 

Но один из наших экспонатов имеет прямую связь с нынешней ситуацией. Это — Атлас тибетской медицины, который представляет иллюстрации к тибетскому медицинскому трактату XVII века „Голубой берилл“ — комментарии к классическому произведению тибетской медицины „Чжуд-ши“ XII века и является частью буддийского Учения. Памятник мирового значения, в мире их всего два.

Удивительное собрание из 76 листов, включающих около 10.000 рисунков, сделанных на тонком полотне минеральными красками. Атлас заряжен на то, что сейчас всем нам нужно — на здоровье. В нем описаны лекарства растительного, минерального и животного происхождения, состав, способы их приготовления и приема. Также в атласе даны основы клинической медицины, методы диагностики по пульсу, диагностические исследования мочи, лекарственные формы, медикаментозные и физические методы лечения: иглоукалывание, кровопускание, прижигание и т. д. 

Наши сотрудники подготовили краткую экскурсию в соцсетях о Листе 43 из „Тантры наставлений“, который посвящен лечению болезней жара, верхней части тела, органов и профилактике инфекционных заболеваний. Из экскурсии можно узнать, какие травы подходят, какая пища нужна — листы Атласа хранят эти знания и каждый, зашедший на наш сайт может с ними познакомиться.

А на платформе мультимедийного приложения „Artefact“ с применением технологии дополненной реальности, можно увидеть выставку „Атлас тибетской медицины. Сияние бериллового Будды“, включающую 34 экспоната».

Наталья Крылова

Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru


Ранее на тему Роспотребнадзор описал отдых в детском лагере в условиях коронавируса

В России утверждены правила дистанционной продажи лекарств

«Впечатление, что сверхскоростной поезд остановили на полном ходу»