Posted 13 мая 2020,, 14:38

Published 13 мая 2020,, 14:38

Modified 30 марта, 14:15

Updated 30 марта, 14:15

«Если не можешь не рисовать — рисуй»

13 мая 2020, 14:38
Установка, что женщины ничего серьезного не могут, многим мешает и сидит в сознании, считает петербургская художница Наталия Михальчук.

От средневековых гравюр — к книжным иллюстрациям и афишам для рок-групп. От летящей акварели петербургских пейзажей — к четкой и детальной графике. Наталия Михальчук — молодая петербургская художница, в творчестве которой уживаются самые разные направления. Персональные выставки в Литовском культурном центре и в Русско-немецком центре встреч, в Литве и Норвегии, в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг», на международной биеннале «Арт-мост-акварель» — у творчества Михальчук уже немало ценителей.

Тяжело ли сегодня продвигать себя молодому иллюстратору? Каково женщине быть художником? Стоит ли рисовать, если не сможешь сравняться с великими? Об этом корреспондент «Росбалта» спросил у Наталии Михальчук.

— Когда у вас впервые появилось желание рисовать?

— Я рисовала с детства — помню, что в руки попала книга сказок с иллюстрациями английских книжных графиков конца ХIX — начала XX века. Рэкхэм, Дюлак, Бауэр, Киттельсон, Билибин — меня очень впечатлили их работы в стиле модерн. И до сих пор меня вдохновляют иллюстрации к каким-то библейским, мифологическим сюжетам, легендам и сказкам. Ну, а потом я окончила «художку» и поняла, что хочу быть иллюстратором.

Родители поддержали, они считают, что если ты хорошо делаешь свое дело — ты на месте. И я поступила в Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха по специальности «живопись», а потом — в Академию художеств им. Репина на факультет графики.

— Насколько в профессии иллюстратора легко женщине? Ведь до сих пор периодически звучит мнение о том, что мир классического и современного искусства — он больше мужской.

— В современном мире не имеет значения, мужчина ты или женщина, с приходом интернета любой может рисовать и продвигать себя. Но да, мешают некоторые стереотипные установки.

Когда я училась в художественном училище, преподаватели, в основном, были мужчины, а студентки — девушки. Было несколько парней, но они старались уйти в обработку металла, камня, в скульптуру, архитектуру — что-то более «весомое» и материальное. Девочки же боялись, что на эти направлениях их могут не взять — считалось, им полагается «рисовать картинки». И да, обычно они учатся на дизайне, иллюстрации, станковой живописи. А вообще преподаватели постоянно говорили нам, мол, «зачем мы учим вас, вот родите детей и не будете искусством заниматься». Или это будет женское искусство.

— Женское искусство?

— Я так понимаю, они имели в виду, что все уйдет в хобби, а не в искусство. Вроде бы настоящие художники голодают, страдают, пробиваются, а она замужем и на досуге что-то там рисует. Вот раньше были благородные барышни, у которых было много свободного времени, и они писали пейзажи…

В общем эта установка, что женщины ничего серьезного не могут, многим мешает и сидит в сознании. Но все эти «загоны» у нас в голове. Как и главный «загон»: раз не можешь создать что-то великое, то и заниматься этим не стоит.

— А как вы решили для себя эту дилемму?

— Первое, что нужно понять — насколько это все тебе надо. Нам всегда говорили: если можешь не рисовать — не рисуй. У меня был период, когда совсем не хотелось рисовать — первые три года после учебы. Видимо, устала. Ну, рисовала, конечно, немного — это стало привычкой, как почистить зубы. Но было мало творческих работ, в голове сидело: великого не нарисую, не надо и мучиться.

Потом просто поняла, что мне действительно хочется рисовать. Ну не будет великого — и что? Я разрешила себе делать то, что я хочу. А иллюстратору и не обязательно быть великим, в общем-то.

— Почему?

— Когда я училась на станковой живописи, преподаватели мне твердили, что книжная иллюстрация — это низкий жанр, ремесло, а не искусство, ты все делаешь в сотрудничестве с автором. Это, мол, не холст. Но лично мне нравится работать с другими творческими людьми и вдохновляться. А потом я поступила на книжную графику, любовь к которой была с детства — и у меня случился когнитивный диссонанс. На графике считали, что многое из станковой живописи, например, портреты и пейзажи, которые на Невском продают — это не искусство.

С преподавателями, к слову, в целом было непросто. Все были люди «сложные», у каждого свое понимание как «надо». Учеба была не совсем про творчество и самовыражение. После этого был еще долгий поиск себя.

— Расскажите, о любимых техниках работы.

— Люблю акварель, мне нравится то, что ее нельзя бесконечно исправлять. Она более прозрачна, сама течет, нужен спонтанный контроль, и по итогу — всегда немного сюрприз. Некоторых это пугает. Тушь я освоила с детства, влюбившись в гравюры Дюрера. И мне очень нравится прорисовывать детали. Хотя современное искусство сейчас очень абстрактное, ценится больше идея, чем проработанность.

— А на планшете рисуете?

— Умею рисовать, но не очень нравится — для меня это как есть пластиковое яблоко. Мне нравится ощущать сопротивление материала, ведь когда рисуешь на бумаге или холсте, ощущаешь фактуру поверхности. На экране этого нет. Наверное, все зависит от того, кто на чем начинал — если с пятнадцати лет рисуешь на планшете, это любимый инструмент, у которого есть свои плюсы.

— Вы разделяете для себя творчество для души и работу на заказ?

— Разделяю, хотя в идеале лучше не делать этого. Наверное, это была моя ошибка — когда я закончила учиться, то бралась за любые заказы. Настраивала себя, что «это работа, она скучная, но надо зарабатывать». Как-то я рисовала раскраски, и меня постоянно находили именно по ним. Это очень утомляло, а времени на «творчество» практически не оставалось. Думаю, надо оттачивать свой стиль, пополнять портфолио и тогда будет заказчик, которому нужны именно твои работы, а не просто безликий «рисовальщик».

— А как происходит поиск клиента? Через соцсети?

— Да, сейчас в соцсетях легче стало продвигать себя, там кого только нет. Еще лет пять назад, когда я стала работать в иллюстрации, многие говорили о том, что нужно быть коммерческим, делать то, на что есть спрос. Сегодня же можно делать все, что хочешь — твой клиент тебя найдет.

Главное — поменять свое мышление. Недостаточно быть просто творцом, половину времени надо быть бизнесменом. У кого-то получается, а кто-то стесняется. Когда мы учились, нас готовили к высокому искусству или к формальному получению корочки — но не к тому, что это индустрия, и нужно уметь себя продавать.

— Заниматься иллюстрациями — это прибыльно?

— По-разному. Да, это мой основной источник дохода, но, честно говоря, он ниже среднего. Это, конечно, сильно зависит от бизнес-способностей человека. А еще в России есть проблема с тем, что вчерашние студенты и хоббиисты демпингуют и готовы рисовать за 500 рублей. Российские книжные издательства платят мало, как кондуктору в транспорте.Хотя выглядит все серьезно: толстенные контракты с передачей прав на иллюстрации… Говорят, что в русской книжной индустрии сейчас в целом не очень много денег. Да и книги теперь берут, в основном, только детям. Взрослые читают онлайн.

— У книжных иллюстраторов есть будущее в интернет-среде?

— Иллюстрации — это широкая и многогранная индустрия, и она останется — в подарочных и коллекционных изданиях, в детских книгах. Но я бы не советовала ориентироваться на книжную иллюстрацию как на главный источник дохода. В конце концов, есть рекламная иллюстрация, коммерческая: от упаковок до принтов для одежды.

Лично я не совсем про диджитал-ситуацию, меня всегда тянуло к чему-то более материальному, отдающему стариной. Поэтому я так люблю обложки метал-групп, у которых приветствуется «стиль гравюры», средневековье, ренессанс и даже ар-нуво. Я уже имела опыт сотрудничества с рок-группами, например, в сентябре вышел EP Питерской группы Steam Jet с моей обложкой…

Также популярен этот стиль в татуировке — графичность, средневековые мотивы, детальность. Возможно, я уйду в эту сферу… по крайней мере, татуировки люди готовы достойно оплачивать.

— Вы хотите просто рисовать эскизы или набивать татуировки?

— Если уж уходить в татуировку, то набивать, хотя я прекрасно понимаю, что это не то же самое, что рисовать на бумаге. Эскизы же все уважающие себя мастера обычно рисуют сами. В будущем же я планирую развивать свой стиль, работать над портфолио, обрастать контактами. Надеюсь на сотрудничество с иностранными иллюстративными агентствами, хочется найти клиентов, которые разделяют мои пристрастия в графике. Но главное — делать то, что нравится.

Беседовала Анжела Новосельцева

«Росбалт» представляет проект «Новые передвижники», знакомящий петербуржцев с ключевыми событиями и именами в художественной жизни культурной столицы.