Posted 3 июня 2020,, 13:04

Published 3 июня 2020,, 13:04

Modified 1 февраля, 01:45

Updated 1 февраля, 01:45

Краевед рассказал, почему нельзя сносить дореволюционный вокзал в Токсово

3 июня 2020, 13:04

Историческое здание железнодорожного вокзала в Токсово в Ленобласти планируют снести. Железная дорога и вокзал, возведенные в 1916 году — единый архитектурный ансамбль, который нарушать нельзя, рассказала корреспонденту «Росбалта» краевед, эксперт по деревянному зодчеству в Петербурге и Ленобласти Елена Травина.

«Мнение чиновников часто идет вразрез с действительным положением дел. Они утверждают, что здание покрыто сайдингом и уже не имеет художественной ценности. Но оно построено до революции и характерно для архитектуры того времени. А деревянных зданий у нас вообще мало осталось», — отмечает Травина.

По ее словам, историко-культурная экспертиза ж/д вокзала проведена не была, а заключение о его архитектурной значимости могут дать только специалисты. В декабре прошлого года градозащитники отправляли запрос на включение его в реестр выявленных объектов культурного наследия, однако реакции от комитета по культуре Ленобласти не последовало.

«Кстати, в мире давно отошли от идеи сохранять единичные объекты архитектуры, люди пытаются оберегать среду, в которой находится памятник. И говорить о том, что некий вокзал не несет никакой культурной ценности — нонсенс. У нас есть железная дорога, которая была построена давным-давно. На ней есть ж/д вокзалы, над которыми трудились архитекторы того времени. Это ансамбль, который разорвать нельзя. Мы и так уже лишились домиков путевых обходчиков, камер хранения тех лет, станционных подсобных зданий. Давайте хотя бы вокзал сохраним. На старой дороге должен быть старый вокзал. Хотите новый — стройте новую дорогу», — резюмировала эксперт.

Елена Травина отмечает, что после снятия сайдинга можно понять, удастся ли восстановить аутентичный облик здания, а если оно в аварийном состоянии, его необходимо реставрировать по старым фотографиям и документам.

Вокзал в Токсово построили в 1916—1917 гг. Здание возвели по проекту финского архитектора Урхо Пяллия в стиле северный модерн на железной дороге, соединившей Петроград с Кексгольмом и Сортавалой, находившимися тогда на территории Великого Княжества Финляндского. В 2008 году в ходе капремонта здание обшили сайдингом, и в РЖД заявили, что здание утратило художественную ценность. О планах компании снести здание в июне сообщил в своем Facebook председатель василеостровского «Яблока» Дмитрий Анисимов.