Posted 13 июня 2020,, 08:27

Published 13 июня 2020,, 08:27

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Промокашка для коронавируса

13 июня 2020, 08:27
Использованные средства индивидуальной защиты заполняют улицы городов, водоемы и полигоны. Эксперты объяснили, чем это грозит и как можно справиться с серьезной проблемой.

Средства индивидуальной защиты пополнили городской пейзаж. Выброшенные изделия нетрудно заметить не только в урнах у магазинов, но и в водоемах и под ногами на улицах. Удивляться не приходится: одна только петербургская подземка в конце мая закупила СИЗ на 18,75 млн рублей. Многомиллионные аукционы регулярно проводят и медицинские учреждения. Тем временем отменять режим повышенной готовности власти не спешат.

Куда попадают использованные маски и перчатки? Чем это вредит экологии? Возможна ли в итоге очередная вспышка коронавируса? Корреспондент «Росбалта» поговорил с экспертами, чтобы выяснить масштабы проблемы.

Маска строгого режима

В мае в Петербурге и других городах ввели обязательный масочно-перчаточный режим. В Смольном даже пригрозили нарушителям штрафами в 4 тыс. рублей.

Недовольные тут же нашлись. Кому-то не понравилась сама идея носить средства индивидуальной защиты на свежем воздухе, а кому-то — последствия для экологии. Корреспондент «Росбалта» поговорил с автором петиции, который потребовал решить вопрос с утилизацией изделий.

«Я предвидел то, что уже сегодня творится в городе, а именно валяющиеся маски на каждом углу. В тот же день я направил официальное обращение в администрацию Петербурга, продублировав просьбу установить контейнеры или, на худой конец, баки, куда будет дозволено выкидывать только средства индивидуальной защиты. Мое обращение тут же переправили в администрацию района по месту жительства, а те прислали мне стандартную отписку, ссылаясь на Роспотребнадзор», — рассказал петербуржец, писатель Андрей Арсеньев.

Собеседник поделился полученными документами. Выяснилось, что особые условия утилизации необходимы только для медицинских отходов. Личные маски горожан таковыми не являются.

«Выходит, человек болеет бессимптомно, ходит три часа в средствах индивидуальной защиты и затем выкидывает их. В лучшем случае использованная маска уйдет на мусороперерабатывающий завод, где сотрудник сортировочной линии моментально оказывается под угрозой заражения ковидом. При худшем раскладе изделие будет путешествовать как перекати-поле по всему городу, и тут уже каждый житель в зоне риска», — предположил Арсеньев.

С петербуржцем согласились более 8 тыс. человек, поставивших подпись под петицией. Тем временем на засилье масок обратили внимание и в международных организациях. Правда, масштабы проблемы пока еще не подсчитывались.

Такие разные отходы

Роспотребнадзор относит к бытовым отходам маски и перчатки, использованные рядовыми горожанами. Некоторые меры предосторожности ведомство, однако, упоминает: упаковывать изделия стоит в отдельный полиэтиленовый пакет. Совсем другой порядок ожидает больницы и клиники.

«Давайте посмотрим на последние нормативно-правовые акты. Считается, что если есть контакт с новым коронавирусом, то использованные изделия медицинского назначения относятся к медицинским отходам, имеющим чрезвычайную эпидемиологическую опасность. Маски, перчатки обязательно нужно термически дезинфицировать на месте низкотемпературными методами, затем произвести механическую деструктуризацию через измельчение, прессование, спекание. После этого отходы подвергают высокотемпературному обеззараживанию, обезвреживанию через сжигание», — рассказала ассистент кафедры организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ Лидия Сопрун.

По ее словам, в результате требуется специальное оборудование. Отметим, что вопрос оснащенности больниц и клиник остается открытым. Сомнениями с корреспондентом поделилась эколог.

«Делается это у них или нет, я вам наверняка не скажу. Однако у нас есть волонтеры-врачи, которые хорошего рассказывают мало. Надеяться на то, чтобы у сотрудников учреждения были силы, чтобы заниматься масками, я бы не стала», — отметила руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша.

Источник в районной поликлинике рассказал, что за утилизацию отвечает административно-хозяйственный персонал. Сами врачи все же стараются складировать маски и перчатки в отдельные контейнеры, однако о дальнейшей судьбе рассказать не могут.

Отметим, что сложная процедура с медицинскими отходами не касается изделий, которыми пользуются горожане на улицах.

«Маски и перчатки попадают в итоге из мусорных контейнеров и городских урн на общие полигоны. Пока законодательство не предусмотрело особого порядка их утилизации», — отметила Сопрун.

По данным экспертов, средства индивидуальной защиты из полимеров, по сути пластика, разлагаются десятки лет, что наносит экологический ущерб. Возникает и вторая проблема: на изделиях собираются вредные микроорганизмы.

Рассадники инфекций

Риск распространения инфекции — главный аргумент граждан, которые выступают за контейнеры для масок, перчаток, их особую утилизацию. Впрочем, переживать по поводу ковидной вспышки на полигонах, по-видимому, не стоит. Ученые утверждают, что вирус живет на поверхностях от нескольких часов до трех дней.

«Представим, что я пользуюсь одноразовыми перчатками и масками, вынуждена ходить постоянно в общественные места. И все же после этого я все складирую в контейнер, и через несколько дней изделия уже будут безопасны с точки зрения коронавируса», — отметила Гаркуша.

По ее мнению, верное решение — складывать одноразовые средства индивидуальной защиты в отдельный пакет и передерживать несколько дней после использования. Затем мешки можно отправлять вместе с обычным бытовым мусором, считает эксперт.

Сопрун при этом напомнила, что на изделиях бывают другие вирусы и бактерии, выживаемость которых гораздо выше.

«Вспомните, например, туберкулез, о котором сейчас почти не говорят, а зря. А ведь в маску идут дополнительные выделения, это комфортная среда для большого числа микроорганизмов», — уточнила собеседница.

Исследования подтверждают, что палочка Коха выживает вне организма несколько месяцев в зависимости от среды обитания. Убивает бактерию прямой солнечный свет.

Маленький шаг вперед

Вопрос утилизации медицинских отходов граждан остается актуальным. Зарубежная практика уже знает удачные примеры. Специальные урны появились, например в казахстанском Алматы.

В России же инициатива пока не носит массового характера. Проблему осознали пока в Иркутской области. В четырех городах уже появились контейнеры для масок и перчаток. Региональная компания отвозит изделия в крематор, где утилизирует их. Это пока еще не точка на каждой улице, но уже что-то.

Тем временем экологи требуют создать национальную систему сбора медицинских отходов для населения. Среди прочего активисты предлагают отдельно принимать ненужные либо просроченные лекарства.

Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.