Posted 17 июня 2020,, 15:41

Published 17 июня 2020,, 15:41

Modified 30 марта, 13:59

Updated 30 марта, 13:59

Будущее авиации — здесь

17 июня 2020, 15:41
Разработки петербургских опытно-конструкторского бюро «Электроавтоматика» (ОКБ) и ПАО «Техприбор» впечатляют даже тех, кто далек от сферы авиационных технологий.

«Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) входит в госкорпорацию «Ростех» и объединяет более шестидесяти компаний и научных учреждений оборонного назначения. Лучшие инженерные умы трудятся над бортовым оборудованием, измерительной техникой, выручают российское машиностроение.

Корреспондент «Росбалта» посетил два петербургских предприятия концерна: опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» (ОКБ) и ПАО «Техприбор». За один день удалось ознакомиться с новейшими разработками компаний — увидеть перспективное будущее российской авиации.

Из прошлого в будущее

Опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» — старейшее предприятие, которое создает бортовые приборы для самолетов. Еще в 1946 году здесь приняли первых сотрудников. Сегодня же ОКБ действует в составе «Концерна «Радиоэлектронные технологии» и сосредоточилось на внедрении в авиацию технологии интегрированной модульной авионики.

«Есть такие приборы, которые в нашей стране — да и во всем мире — производятся единицами фирм. Я имею в виду, например, коллиматорные авиационные индикаторы. Их используют не только в решении боевых задач, но и в пилотировании, обеспечении безопасности полетов, в том числе гражданских самолетов, — начал рассказывать первый заместитель генерального директора Анатолий Шукалов. — Посмотрите, здесь отображаются показатели высоты, скорости, курса. За счет включенной имитации полета мы контролируем, чтобы он проходил в соответствии с заданными параметрами физической модели самолета. Это позволяет проследить, нет ли каких-то недостатков в индикации, корректно ли все отображается. Выверенное программное обеспечение потом загружается в оборудование, устанавливаемое на настоящий борт».

За пару часов сотрудники предприятия показали и другие разработки, причем не только авиационные. Так, здесь создают устройства, отвечающие за торможение поездов. Привлекает внимание и необычный для железнодорожника шлем.

«В обычную строительную каску спрятан микрокомпьютер. Здесь есть видеокамера, тепловизор, элемент индикации, полноценная аудиосвязь — гарнитура на основе технологии костной проводимости», — отметил Шукалов.

Сотрудники представили и более масштабные модели, например, кабину самолета. Садишься внутрь и чувствуешь себя пилотом — чем не аттракцион? Вот только такое оборудование не игрушка. На экран выводится картинка с реальным полетом, а инженер в это время занимается калибровкой изображения, корректирует программное обеспечение.

Пока основные мощности предприятия направили на военную промышленность, но гражданская авиация в стороне не осталась. Так, ОКБ разработало два вычислительных модуля для пассажирского самолета МС-21. Здесь же занимаются и модным сегодня импортозамещением: бюро создало нашлемную систему взамен украинской. Пандемия коронавируса при этом не слишком ударила по «Электроавтоматике».

«У нас есть контракты на 2020 год и значительный объем приходится на 2021-й. При этом работы по выполнению гособоронзаказа и по линии военно-технического сотрудничества составляют более 95% общего объема», — уточнили в руководстве.

Уникальные технологии

Следующая точка маршрута — на Варшавской улице, бывший испытательный аэродром. Предприятие ПАО «Техприбор» эффективно работает с 1942 года. Сегодня здесь создают бортовую авионику для самолетов и вертолетов.

Первая остановка у стенда Ру-200. Здесь проводят натурные испытания на авиационном керосине, испытания датчиков расхода во всем диапазоне значений расхода. Стенд обладает уникальными техническими характеристиками.

Далее проходим на участок настройки. Он оснащен современным технологическим оборудованием с применением высокой степени цифровизации процесса настройки изделий, позволяющей избежать человеческой ошибки и сокращающей в разы время настройки конечных изделий. Это достигается использованием аппаратно-программных комплексов, выполняющих все тесты в автоматизированном режиме с реализацией ручного пошагового режима для поиска неисправностей.

Ну и завершался осмотр площадки уникальным испытательным стендом СТ-21, который предназначен для наземных испытаний топливной системы самолета. При этом геометрия баков и агрегаты топливной системы полностью соответствуют устанавливаемым на самолет. Стенд позволяет провести сертификацию топливной системы под требования российского законодательства до установки системы на самолет, что позволяет снизить стоимость испытаний и риски, с ними связанные.

По словам генерального директора Камо Абрамяна, ПАО «Техприбор» является исключительным и единственным предприятием в России в части разработки и производства бортовых систем и комплексов контроля и управления топливом.

«Су-35, Миг-29, Су-57, Ил-76, Су-24, Як-130, Ми-28, К-32, Ми-8 — сегодня все самолеты и вертолеты, которые создают в России, поднимаются в небо с помощью продукции «Техприбора». В числе наших перспективных разработок участие в создании широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR-929, среднемагистрального самолета МС-21, SuperJet new. Все это возможно благодаря уникальной команде российских инженеров, которые много лет трудятся на нашем заводе», — отметил Абрамян.

«Техприбор» заточен на создание технологических новинок, но богатую историю здесь все же бережно хранят. Лидия Маркова с нуля создала музей, который не раз признавали лучшим среди производственных музеев России. Архивные фотографии и документы, образцы разработок для самолетов и космических аппаратов, медали и другие награды — все это хранится в богатейшей коллекции.

«Это совершенно уникальное предприятие с многолетней историей. Оно и сегодня, остается стратегически важным и работает на оборону нашей страны», — заключила директор музея.

Спорить не приходится. Разработки «Электроавтоматики» и «Техприбора» впечатляют даже тех, кто далек от сферы авиационных технологий.

Андрей Михайлов