Posted 22 июля 2020,, 09:52

Published 22 июля 2020,, 09:52

Modified 30 марта, 13:45

Updated 30 марта, 13:45

«Занятия любым творчеством — еще одна возможность для человека стать счастливым»

22 июля 2020, 09:52
Детские рисунки дают возможность иначе видеть мир, считает художник Светлана Андрюнина.

Светлана Андрюнина — петербургская художница и педагог. Обучалась на кафедре художественного текстиля ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Более двадцати лет она посвятила преподавательской деятельности. При этом творческая деятельность художницы невероятно разнообразна. Помимо основного направления Андрюнина занимается графикой и живописью, участвует в российских и международных проектах и выставках. О том, как ей удается совмещать столь многое в своем творчестве, об особенностях развития текстиля в наши дни, а также о важной части своей жизни — преподавании, Светлана Андрюнина рассказала в интервью обозревателю «Росбалта».

— Светлана, вы совмещаете творческую и преподавательскую деятельность. Как вы находите баланс между этими сферами жизни?

— Заниматься преподаванием я не планировала, но после института попробовала и втянулась на всю жизнь. Могу сказать, что это действительно два вида деятельности, которые совмещать невероятно сложно. Когда ты преподаешь, то полностью отдаешься этой работе. У тебя нет не то, что сил, а скорее даже возможности серьезно и продуктивно заниматься творчеством.

Изобразительное искусство предполагает изоляцию и тишину, погружение в себя, а в преподавательской деятельности ты очень много общаешься и тишины, необходимой для творчества, нет. Поэтому у меня были периоды, когда я бросала преподавание и занималась только творчеством, и наоборот. Мне нравится преподавать потому, что я вижу результат своей работы, вижу людей, которые заинтересованы в том, чтобы учиться у меня. Я проработала на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена больше пятнадцати лет, а сейчас в основном занимаюсь частной практикой.

Еще одна важная для меня часть преподавательской деятельности — это работа с детьми. С рождением двоих моих детей для меня открылся целый мир — в том числе детского творчества. Возможно, погружение в детское искусство подтолкнуло меня и к каким-то своим творческим идеям. Детские рисунки дают возможность по-другому видеть окружающую действительность — более ярко, непосредственно и чисто.

— Есть ли преподавательская программа, которая представляет для вас особый интерес?

— Одна из самых важных и интересных для меня программ — цветоведение. Этот курс я вела в рамках занятий для педагогов дополнительного образования. Я считаю, что цветоведение — совершенно уникальная тема, которую нужно развивать и давать студентам совсем в другом формате, нежели это делается сейчас. Оно сочетает в себе очень интересную теорию, которую обязательно нужно знать, и не менее интересную практическую часть, крайне важную для будущих художников. И как раз практическая часть в современных программах нуждается в хорошей корректировке. Возможно, нужны задания, которые помогали бы учащимся применять полученные знания непосредственно в живописи и композиции.

-С какой аудиторией вы работаете?

— На мои частные уроки записываются люди разные и с различными целям. Кого-то я готовлю к поступлению, кто-то хочет улучшить и расширить свои профессиональные навыки. А бывает, что приходят те, кто когда-то давно, еще в детстве, мечтал истать художниками, но жизнь сложилась иначе. Примерно после пятидесяти они понимают, что что-то в жизни не успели, есть некая нереализованность, детская мечта их не осуществилась. С такими людьми мне очень нравится работать, ведь они с огромным удовольствием открывают себя заново.

Я заметила, что в детстве мы все художники. Пятилетний ребенок не думает о том, красиво или некрасиво он рисует, получается у него что-то или не получается. А когда он становится подростком, то почему-то говорит: я рисовать не умею. Он начинает очень серьезно оценивать себя. Возможно, многие не стали заниматься творчеством в силу того, что просто подумали, что не смогут. А когда преодолевают эту внутреннюю преграду, когда больше не нужно что-то кому-то доказывать, то опять становятся как дети и готовы к творчеству.

Этот внутренний стопор, преграду, я помогаю преодолеть своим ученикам. После занятий они уходят в хорошем настроении. Я убеждена, что занятия любым творчеством — живописью, музыкой, театром — это еще одна возможность для человека стать счастливым, и это очень важно.

— Поговорим о вашем художественном творчестве. Ваша основная специализация — текстиль. Почему вы выбрали именно работу с тканью?

— Из всех факультетов Мухинского училища я выбрала текстильный, потому что мне он показался наиболее интересным. На сегодняшний день, авторский текстиль открывает перед художником практически безграничные возможности: это может быть работа с интерьером, экстерьером, любым пространством. В технике текстиля возможно создание скульптур, арт-объектов.

Сейчас появляются все новые способы работы с тканью, это область, развивающаяся в наши дни стремительно. Сегодня используется уже не обязательная шерстяная или натуральная нить, но и, например, пластик, металл, бумага, природные материалы. Пределов нет. Так или иначе, это украшение мира, и мне очень интересно.

Я состою в «Гильдии текстильщиков», это уже достаточно большая на сегодняшний день группа. Мы включаемся в различные проекты или создаем свои, участвуем в выставках, в том числе и международных, недавно вступили в международную европейскую текстильную ассоциацию (ETN).

— Каким материалам и техникам вы отдаете предпочтение?

— Я очень люблю использовать натуральные ткани, как правило, шелк. Но обычно, когда ты задумываешь какую-то композицию, идею, то выбираешь материал, который ей соответствует и позволяет ее воплотить. Например, если это плавный, перетекающий узор, где есть игра света и цветовых пятен, то это может быть атласная ткань, помогающая все передать. Если говорить о техниках, то мне нравится использовать в своих работах смешение разных приемов. Например, батик в сочетании с печатью и узелковым батиком. Такие смешанные техники сложны, но они позволяют сделать вещь многослойной.

— Помимо работы с текстилем, вы занимаетесь живописью и графикой, состоите в секции графики Союза Художников России. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне вашего творчества.

— Уже довольно давно, можно сказать со студенческих лет, я испытываю интерес и любовь к различным графическим техникам: шелкография, монотипия, трафарет, авторская печать. Сегодня я с большим удовольствием посвящаю время работе с пастелью, акварелью, гуашью, акрилом. Темой для моих работ является, как правило, впечатление от натуры, пленэрной живописи.

Этот год, конечно, внес большие изменения в планы моих пленэрных поездок и выставок, но художник всегда легко находит для себя источник вдохновения. Тем более мы живем в таком прекрасном городе, которым никогда не устаешь восхищаться.

Основные сюжеты моих работ — пейзажи, натюрморты, портреты. В работе над композицией меня привлекает условность, геометричность, плоскостность, контрастность и, конечно, цвет. Работы задумываются и рождаются, как правило, циклами и сериями: «Мосты», «Времена года» и т. д.

Сейчас я работаю над новой темой, она посвящена цветущим садам и паркам, наполненными экзотическими растениями, надеюсь это будет ярко и красиво.

Беседовал Юрий Екимов

«Росбалт» представляет проект «Новые передвижники», знакомящий петербуржцев с ключевыми событиями и именами в художественной жизни культурной столицы.