Posted 3 августа 2020,, 16:31

Published 3 августа 2020,, 16:31

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

«Не думайте, что баллы ЕГЭ определяют путь на всю жизнь»

3 августа 2020, 16:31
Неудовлетворенность результатами экзаменов — коктейль Молотова, который в любой момент может взорваться, полагает психолог Оксана Пикулева.

11 класс — всегда тяжелое испытание для детей и их родителей. Выбор будущей профессии, подготовка к ЕГЭ, сдача экзаменов, вступительные экзамены в вуз и снова томительное ожидание результатов…

О том, как перестать доводить все до идеала, а себя — до нервного срыва, и как выдохнуть и выйти из состояния перманентного стресса, в интервью корреспонденту «Росбалта» рассказала доктор психологических наук Оксана Пикулева.

— Оксана Анатольевна, результаты ЕГЭ уже известны, и довольны ими далеко не все. Насколько серьезным ударом может стать для них несовпадение ожиданий и реальности?

— Да, с получением результатов ЕГЭ период ментальной лихорадки для родителей и выпускников не заканчивается. И неизвестно, кого лихорадит больше — детей или взрослых, которые имеют супервысокие ожидания от их результатов. Они уверены, что на кон поставлена судьба ребенка, хотя это глубочайшее заблуждение — думать, что баллы ЕГЭ определяют путь на всю жизнь. Это самая большая ментальная ловушка, в которую попадают семьи в период выпускных экзаменов.

Но никакого судьбоносного выбора не совершается, это лишь один из выборов. Сегодня мы видим, как после получения низких баллов в доме нагнетается обстановка глубочайшего траура и лузерства. Детям одиноко, страшно и стыдно — это такой коктейль Молотова, который в любой момент может взорваться. Мы же помним, что количество суицидов после ЕГЭ у нас очень большое, хоть об этом и не говорят?..

— Но ведь именно в таком пафосно-нагнетающем ключе про ЕГЭ твердят школьные учителя, представляя его едва ли не главным экзаменом в жизни…
— Да, учителя сильно накручивают родителей и ребенка, но они заложники системы, их показатели зависит от высоких баллов учеников, и они проецируют необходимость этого «успешного успеха» на них. Моих детей тоже с 5-го класса начали пугать: будете плохо учиться, не сдадите ЕГЭ.

Этот рефрен красной нитью проходит через все обучение. Поэтому родители должны объяснять, что сдать экзамен — не главная задача в жизни.

— А кто, на ваш взгляд, в ситуации ЕГЭ оказывается под большим психологическим прессом — троечники или отличники?

— Больше всего страдают дети-перфекционисты с родителями-перфекционистами. Это ребята с синдромом отличника, которые расстраиваются, если получают четверку.

Кажется, что это неплохо, ребенок стремится сделать все качественно, однако велики риски скатиться в невротичный перфекционизм. Если такие дети получают баллы ниже, чем им хотелось, они сталкиваются с жутким стрессом.

Ведь перфекционисты — это результатники, они не ценят процесс, мыслят лишь категориями прошлого или будущего, так как результаты зафиксированы только там. В настоящем моменте они не живут, и поэтому больше тревожатся в ожидании и не умеют радоваться. Это синдром всегда отложенного счастья.

— Вы упомянули о родителях-перфекционистах. То есть свое видение идеального они проецируют на ребенка?

— Да, ситуация усугубляется, если родители амбициозные или занимают хорошую должность. Такие обычно с малых лет заставляют ребенка учить и японский, и французский, и в теннис играть, и в гольф… В общем, надеются, что он будет успешен во всем. А дети не справляются.

Умные родители понимают это, и в период ЕГЭ объясняют, как важно сохранить ресурс. Для тела, например, можно оставить танцы или плавание, для души — рисование или музыку. Но везде успеть нельзя.

Кстати, многие родители не терпят, если ребенок бездельничает — а ведь мозгу важно «потупить» в течение дня. Все неожиданные нейронные связи, все идеи часто возникают именно благодаря «блужданию» ума.

А еще у родителей-перфекционистов часто возникает комплекс неполноценности, когда они сравнивают своих детей с другими: у кого какой Оксфорд, Кембридж. И винят себя в том, что их ребенок плохо учится, будто примеряют на себя его неудачи.

— А это нормально — сопровождать своего ребенка на всех этапах подготовки к экзамену, входить во все мелочи? Или это уже гиперопека?

— Многие родители скатываются в гиперопеку, особенно жесткие и авторитарные. Им кажется, что они должны все контролировать, а если дадут свободу, ребенок пойдет в разнос.

Но держать все под контролем не нужно. Заставлять сдавать определенные предметы ЕГЭ, идти в конкретный вуз — неблагодарная история. Самое лучшее, что могут сделать родители для ребенка в этот период — стать друзьями для своих детей. Не давить, проговаривать все страхи, советоваться друг с другом.

— Как же детям и родителям справиться с этим страхом неопределенности в период ЕГЭ и поступления в вуз?

— В первую очередь, укротить лимбическую, эмоциональную систему, которая главенствует в состоянии стресса. Иногда дети жалуются, что на экзаменах ломит в висках — это она дает о себе знать. Хорошо в таком случае потереть виски, успокоиться. И чтобы принимать взвешенные решения, нужно активизировать рациональную систему.

Так, если у вас сильная тревога, колотит от страха перед экзаменом, используйте модель 3Д. Дыши, думай, действуй — именно в таком порядке. Главный рецепт — правильное дыхание диафрагмой, нужно замедлить выдох в два раза.

Как только вы это сделаете, станет легче. В стрессе мы дышим грудью, это поверхностное дыхание, цель которого — нагнать кислород к сердцу, создать мышечное напряжение и мобилизовать организм.

А еще стоит понять, к какой группе по форме совладания со стрессом вы относитесь и применять к себе нужный формат самопомощи. Если вы представитель адреналиновой группы, чтобы справиться с нервным напряжением, необходимы физические действия: спорт, рукоделие, виртуальные стрелялки. Если вы в окситоциновой группе, нужно много разговоров и общения. А мелатониновым людям требуется покой, уединение и сон — принцип Скарлет ОʼХара — «Я подумаю об этом завтра».

— Хорошо, мы успокоились. Но тревога за свое будущее, которое оказалось под сомнением из-за низких баллов ведь никуда не делась…

— Да, страх нужно рационализировать. Если я так сильно боюсь, что не сдам — чего именно я боюсь? Что я лузер? Что никуда не поступлю? Нужно проговорить это.

Можно использовать матрицу Декарта — простой и эффективный инструмент для рационализации наших «боюсь». Расчертить лист бумаги на четыре квадрата, в верхнем левом написать «Что будет, если это случится?» В правом: «Что не будет, если это случится?» В нижнем левом: «Что будет, если это не случится?» И, наконец: «Что не будет, если это не случиться». Вопросы будут иметь разные ответы, и так любой страх можно препарировать и увидеть, что перед нами — целая палитра возможностей.

Когда мы в стрессе, поле свободы сужается, мы видим только два варианта, и это вгоняет нас в панику. Советую такой подход тем, кто сейчас сидит в трауре и льет слезы над баллами.

— А как вы относитесь к варианту gap year — «перерыву на год»? Родители часто толкают ребенка в любой вуз, лишь бы он не болтался без дела 12 месяцев.

— «Перерыв на год» — очень осознанная история, и если бы мои дети сейчас сдавали ЕГЭ, я бы предложила им это. Сейчас бы я сказала: иди работай, включайся в проекты, меняй места, щупай жизнь, смотри. Ведь в 17-18 лет сложно определиться, кем быть, и родители тут помочь не могут, профессии меняются каждый год. Мы не знаем, будут ли они в перспективе востребованы, и советовать, куда поступать — все равно что ткнуть пальцем в небо.

— И к тому же у разных поколений свои представления о «хорошей» специальности.

— Да, часто родители толкают ребенка в денежную, на их взгляд, профессию, например, в стоматологи. Мою маму так заставили идти на повара: мол, всегда будешь сытой. А это эхо голодного поколения.

Родители современных детей вышли из 90-х с их безработицей, нестабильностью, и они убеждены, что нужно срочно как-то устраиваться в жизни…

А еще ребенку приходится непросто, если в семье, например, все врачи, и он растет в атмосфере, что должен тоже выбрать этот путь. Такая история долженствования, соответствия канонам семьи — она очень грустная. В идеале нужно идти в ту сторону, куда тебя влечет.

— А что насчет убеждения в том, что любой ценой нужно получить высшее образование?

— Многие так считают, хотя у нас есть хорошие колледжи, и это уже не ПТУ, которым пугают двоечников. Мне кажется, если у тебя не такие высокие баллы, как хотелось бы, можно присмотреть себе среднее специальное образование при университете, отследить его место в рейтингах World skills.

Я знаю много удивительных историй, когда родители отдавали плохо успевавших детей в колледж после 9 класса, и те буквально расцветали, начинали с удовольствием учиться, находили любимую работу. И сейчас всем советую: если чувствуете, что в школе ребенку некомфортно, не бейтесь за 11 класс. Или возьмите год перерыва после него.

А еще ребенок может поступить в вуз, но разочароваться. И здесь нет проблемы — что плохого в том, чтобы свернуть на другую тропинку, поняв, что это не твое? Если посмотреть статистику, лишь 35% выпускников работают по специальности.

Но во многих сидит этот страх: потерять время, не оправдать чьи-то надежды, уходя со второго-третьего курса. Но речь всего лишь о выборе профессии, которых сегодня в нашей жизни может быть не одна и не две.

Жизнь так стремительна, технологии меняются на ходу, мы учимся всю свою жизнь. Недальновидно сейчас отравлять себе и своим детям жизнь установкой «Все или ничего».

Беседовала Анжела Новосельцева