Posted 4 августа 2020,, 08:54

Published 4 августа 2020,, 08:54

Modified 1 февраля, 02:10

Updated 1 февраля, 02:10

СМИ: Российские чиновники отправляют детей в престижные вузы вне общего конкурса

4 августа 2020, 08:54

Российские чиновники отправляют своих детей учиться в ведущие вузы страны вне общего конкурса, что повышает гарантии их поступления, следует из расследования, опубликованного изданием «Важные истории» совместно с «Трансперенси интернешнл — Россия», «Новой газетой» и студенческим журналом DOXA.

Авторы рассказали о так называемом целевом наборе, когда государственные органы оплачивают обучение конкретных студентов, а те в свою очередь формально должны отработать в структуре-спонсоре не менее трех лет. При такой схеме вузы формируют отдельные списки абитуриентов, где, как правило, конкурс на места предполагает меньшие конкуренцию и порог по баллам ЕГЭ.

Процедура целевого набора совершенно не прозрачная, считает юрист «Трансперенси интернешнл — Россия» Григорий Машанов. Как он отметил, госструктуры не обязаны публиковать информацию о наборе целевиков и о том, кто и как их отбирает, критерии оценки непонятны, нормативы отсутствуют, а руководитель может единолично и без обоснования принять решение, кого отправить на учебу.

Авторы расследования изучили ситуацию в 12 российских вузах на основе информации с 2015 по 2019 год и собрали сведения о более 3 тыс. студентов. В выборку попали ведущие учебные заведения страны: МГУ, СПбГУ, ВШЭ, МФТИ, МГИМО, РУДН и другие. Всего журналисты нашли 102 подтвержденных случая, когда дети или родственники госслужащих оказались студентами по целевому набору.

«Подавляющее большинство родственников чиновников, из тех, что мы выявили, не смогли бы поступить в престижные вузы на общих основаниях, поскольку набрали меньше проходного балла. Но и в тех редких случаях, когда дети чиновников сдавали ЕГЭ успешно и могли бы поступить сами, все равно можно говорить о конфликте интересов. Целевой набор — это фактически гарантия поступления, выданная до вступительных экзаменов», — отметили авторы.

Они назвали несколько госслужащих и военных, родственники которых являются или являлись студентами-целевиками. Среди прочих журналисты упомянули сотрудников аппарата президента, МЧС, администрации Карачаево-Черкесии и других.

Авторы расследования отдельно отметили, что дети чиновников могут в итоге не трудоустроиться в госструктуры, в которых они формально обязаны отработать. В этом случае необходимо компенсировать стоимость обучения, однако судебная практика не знает многочисленных подтверждений этого, а четкой процедуры нет, заключили журналисты.

Корреспондент «Росбалта» пытался связаться с комитетом государственной службы и кадровой политики Петербурга, чтобы выяснить, планируют ли сотрудники Смольного провести внутреннюю проверку по фактам, упомянутым в расследовании. Утром 4 августа в ведомстве не взяли трубку ни по одному из четырех номеров.