Posted 10 августа 2020,, 12:42

Published 10 августа 2020,, 12:42

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Мир на кончиках пальцев

10 августа 2020, 12:42
Книги для слепых детей, сделанные вручную петербургским мастером Александрой Федорченко, помогают наполнить их мир новой информацией и яркими впечатлениями.

Никакой электронный гаджет книгу не заменит — в том числе и потому что ее приятно держать в руках, перелистывать страницы, вдыхать типографские запахи. Кто знает, тот понимает.

Но есть книги, которые интересно читать руками. Выпускаются они не в типографии и сделаны не из бумаги. Более того, обычная бумага — это слишком непрочный материал для предмета, который ребенок будет изучать на ощупь.

Петербурженка Александра Федорченко уже несколько лет занимается изготовлением тактильных книг для незрячих детей. Они похожи на игрушки, но все-таки это самые настоящие книги, с помощью которых можно узнать различные истории и даже постичь азы некоторых наук. И делаются они вручную.

Александра увлеклась этим особенным ремеслом после того, как однажды помогла незрячему человеку перейти улицу. Ей стало любопытно, как живут такие люди и как устроен их быт.

Про тактильные книги для детей Александра узнала в проекте «Мир на ощупь», а после знакомства с незрячим ребенком она решила попробовать сделать такую книгу сама.

«Первым моим опытом стали стихи Агнии Барто, — говорит Александра, — Мне показалось изобразить их тактильно достаточно легко. Я, конечно, ошибалась. Материалы были использованы для книги очень разные: ткани, перья, искусственные цветы, картон, мех и многое другое. Но я посмотрела в интернете фото готовых книг, почитала инструкции и приступила к работе».

Первые экземпляры Александра показала их своему незрячему другу, который указал на ошибки — кое-где были использованы слишком острые предметы, что-то было неправильно написано шрифтом Брайля. После доработки книги были отданы в детский дом для незрячих детей в Зеленогорске.

Нет никаких курсов по изготовлению тактильных книг, только отдельные мастер-классы — кстати, теперь их проводит и сама Александра. Есть несколько правил, выработанных тифлопедагогами. Рекомендуемый размер книги — А4, объем — пять-шесть страниц. Заготовка из картона покрывается мягким вспененным полиэтиленом и обшивается тканью — так делается страница.

Для изображений могут использоваться совершенно любые материалы. Главные критерии — безопасность и чтобы материал на ощупь ассоциировался с изображенным предметом. Например, нельзя делать волка плюшевым, он должен быть жестким.

Специалисты рекомендуют использовать материалы, характерно звучащие при прикосновении, например, шуршащие. Также иногда в ход идут небольшие приборы, которые используются в звучащих игрушках. Также к тактильной книге прилагается небольшая аудиокнига.

Александра говорит, что в таких случаях лучше делать так, чтобы на одну страницу тактильной книги приходилось минуты две аудиозаписи, ведь маленькие дети обычно неусидчивы. К некоторым экземплярам прилагается обычный текст для преподавателя — чтобы он читал вслух, пока ребенок изучает материал. Бывают и надписи шрифтом Брайля — для их воспроизводства существуют специальные инструменты. А поначалу Александра вышивала каждую букву тонким бисером.

Есть несколько правил, неожиданных для стороннего человека. Например, если на одной странице изображено несколько объектов, они должны быть приблизительно соотнесены по масштабу — так самолет не должен быть меньше автомобиля, иначе маленький читатель может решить, что он меньше и в реальности. Еще пример: если животное изображается в профиль, у него все равно должны быть видны и ощущаемы два глаза и все четыре лапы.

Все-таки тактильная книга — в первую очередь иллюстративный материал для маленьких детей, многие из которых еще не умеют читать. Надо учитывать также и то, что обычно шрифт Брайля незрячие дети осваивают позже, чем зрячие дети обычную азбуку. Однако тактильные книги, как и любые другие, делаются не только для развлечения, но и для развития — существуют даже тактильные книги по анатомии.

Тактильные книги производятся и серийно — в настоящее время довольно много пластиковых 3D-книг есть в учреждениях для детей с нарушениями зрения. Александре не нравится этот вариант из-за того, что в таких изданиях используется только один материал. Книги же, над которыми работает она и ее коллеги — это всегда ручная работа, каждая из них уникальна. И они не продаются в магазинах, заказчики сами находят мастеров. По словам Александры, теперь на изготовление книги она тратит около недели, а раньше на весь процесс мог уйти и месяц.

Александра также проводит мастер-классы и онлайн-консультации для желающих обучиться этому ремеслу — к ней обращаются люди из разных городов. Для нее этот проект — волонтерский, делать его коммерческим она не хочет.

В настоящее время образовалась группа волонтеров, которая делает книги для определенного круга незрячих людей. Постоянных участников пока четверо. Много людей приходит на мастер-классы, но быстро отсеивается — ведь работа кропотливая, требующая времени и терпения. Обычно за два часа пришедший на мастер-класс человек успевает сделать одну страницу.

Тактильная книга ручной работы — не обязательное, но хорошее пособие для незрячего ребенка. Но, по словам Александры, этими книгами интересуются и некоторые зрячие дети.

И это неудивительно — ведь каждая книга представляет собой сложный, многофункциональный объект, который хочется осязать.

Игорь Лунев

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.