Posted 14 октября 2020,, 15:05

Published 14 октября 2020,, 15:05

Modified 30 марта, 13:11

Updated 30 марта, 13:11

«Тьютор — не учитель, это отдельная профессия»: педагог прокомментировал новый подход к дистанционке в школах

14 октября 2020, 15:05
Произошло смешение понятий, считает эксперт.

Идея с тьюторством на удаленке неоднозначная, так как студенты педагогических вузов могут не быть профессиональными тьюторами. Такое мнение корреспонденту «Росбалта» высказала педагог, психолог Ирина Беляева, комментируя перевод московских школьников 6-11 классов на дистанционку. Предполагается, что онлайн-уроки будут проводить студенты и выпускники педагогических вузов — тьюторы.

«Тьютор — это профессия, на которую учатся студенты педагогических вузов, она определена в российских федеральных образовательных госстандартах. Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы конкретного ребенка и создает среду для его развития, ориентируясь на его индивидуальный характер, — объяснила Беляева. — Сегодня очевидно, что школа — не только источник академических знаний, но и место, где в широком смысле слова растет и формируется человек. Происходит становление гибких навыков, развитие эмоциональной и социальной сферы».

По мнению педагога, учителя не справляются с этими задачами по разным причинам: нехватка компетенций, времени, сил. Поэтому роль тьютора сейчас и оправдана и необходима в школьном процессе.

«Об этом говорят годами, но кризисная ситуация остро выявила эту недостачу. Конечно, у многих сомнения вызывает тот факт, что учить детей отправят студентов, людей без опыта. Но это не страшно — они же не в пустыню выживать с ними отправляются, а в пусть и дистанционную, но школу, где будут педагоги, родители, другие взрослые. Мало того — часто студенты в силу юности проявляют больше гибкости и чуткости, чем опытные учителя. Студенты пока еще не знают, как должно быть, у них нет четких рамок, шаблонов, ярлыков. С другой стороны, да — они не всегда обладают достаточной квалификацией», — подчеркнула Ирина Беляева.

Эксперт также обратила внимание, что называть студентов и выпускников педвузов, которые будут задействованы в период дистанционного обучения, тьюторами — не совсем точно. Это отдельная специальность.

«Происходит смешение понятий, получается, что тьютор — это просто „недостаточно компетентный педагог“? Хотя тьютор — это отдельная профессия, это человек, который обеспечивает индивидуализацию, а не ведет математику или русский. Конечно, хорошо бы, чтобы люди привыкали к идее тьюторства, меньших групп и большей индивидуализации, но важно, чтобы идея не была девальвирована и мы не пришли к выводу, что „все это тьюторство — глупости и пустое“», — резюмировала педагог.

Напомним, ранее стало известно, что из-за распространения коронавируса Москва переводит на дистанционное обучение школьников с 6-го по 11-й классы и вводит новый формат преподавания — тьюторство. Для проведения уроков пригласят студентов и выпускников педагогических вузов, а опытные учителя будут оказывать помощь тьюторам и контролировать учебный процесс в дистанционном режиме в качестве старших наставников.