Наедине с пандемией и раком

Коронавирус внес существенные изменения в работу онкологических клиник, что может отразиться на увеличении пациентов со злокачественными новообразованиями в будущем.


Снизить риски получается за счет телемедицины © Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

Пандемия ударила по системе здравоохранения в России: вспышки коронавируса, карантин в отделениях, нехватка масок и перчаток, гибель врачей. Между тем различные медучреждения оказались перед непростой задачей — сохранить качество оказываемой помощи. Не стал исключением и Петербургский городской онкологический центр, куда отправился корреспондент «Росбалта» с двухдневным визитом.

Степени защиты

Просто так попасть в онкоцентр сейчас не так легко. Сперва попросят сдать тест на коронавирус и подождать сутки результатов. Вход в кабинет для анализов находится снаружи — через всю клинику проходить не придется, а значит, и риск заражения значительно снижается. Приветливо встречают два сотрудника в халатах, шапочках и защитных экранах.

«Что же нам не сказали, что придет журналист? Мы бы привели себя в порядок, — смеются медработники, после чего берут мазок на COVID-19. — Обязательно напишите про наш 102-й кабинет».

© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

Упомянуть стоит не только его, но весь огромный комплекс, выстроенный в поселке Песочный. Петербургский городской онкоцентр — наиболее современно оснащенная клиника в России: более 6 тыс. единиц оборудования, 138 высоких технологий в диагностике и лечении злокачественных опухолей. Мощность стационара достигает 577 коек. Врачи обследуют взрослых пациентов и детей с любыми видами рака.

В пандемию медицинская помощь здесь не прекратилась, хотя коронавирус и внес коррективы в работу. Это заметил и корреспондент, который после получения отрицательных результатов на COVID-19 вернулся в стены онкоцентра.

Всем посетителям проводят экспресс-тестирование — обязательное условие, чтобы не занести вирус: от ставшей обыденностью термометрии, причем и с помощью тепловизоров, до проверки гемоглобина на насыщенность кислородом. В последнем случае выручает небольшой прибор — пульсоксиметр. Просят пациентов и заполнить анкету с анамнезом за последние две недели: беспокоили ли такие и такие симптомы, контактировали ли с зараженными. Число, подпись, предупреждение об ответственности за ложную информацию.

© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

«С началом пандемии руководство центра разработало целый комплекс мероприятий, препятствующий заносу и распространению новой коронавирусной инфекции. Внедрялся он тяжело, рекомендаций еще не было. Для нас был примером опыт иностранных коллег. Разница состояла в менталитете пациентов. Мы учли свои ошибки, и сейчас механизм работает как часы, — рассказывает пресс-секретарь Анна Медведева во время прогулки по просторным коридорам онкоцентра. — В первую очередь были разделены потоки: посетители, пациенты и персонал проходят в центр через разные двери. Все входные зоны оборудованы дистанционным температурным контролем — тепловизорами. Для госпитализации многие городские стационары стали требовать справки об отрицательном результате на COVID-19. Сроки, в которые лаборатории предоставляют результат, слишком большие. Поэтому для удобства наших пациентов мы развернули собственную лабораторию. Ежедневно она делает ПЦР-тесты сотням пациентов и сотрудников».

Процедура действительно простая. Статус референсной лаборатории позволяет не подтверждать результаты в Центре гигиены на Оборонной улице.

«Накануне госпитализации мы дополнительно проводим нативную компьютерную томографию плановым пациентам, чтобы исключить пневмонию. В июне каждый день фиксировали до 15 человек, у которых течение болезни протекало бессимптомно. Сегодня COVID-19 выявляется у каждого 70 исследуемого, ежедневно регистрируется до пяти случаев пневмонии», — приводит цифры пресс-секретарь.

© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

Коридоры онкоцентра выглядят безопасно: очереди небольшие, социальную дистанцию большинство пациентов соблюдает. Каждые два часа помещения дезинфицируют.

© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

Коллектив пришлось социально разобщить — требование времени. Ежедневные конференции и обсуждения проходят в онлайн формате. Значительные вспышки коронавируса среди персонала здесь не фиксировали. В июне, например, болели всего 2% сотрудников из почти полутора тысяч. К такому результату привело и еженедельное тестирование на COVID-19, которое развернули в онкоцентре.

По пути прохожу палаты с онкобольными. Стук в случайную дверь. На просьбу зайти и осмотреться отвечают сразу. Все вокруг выглядит опрятно и уютно, рядом душевая. Один из пациентов смотрит в окно, откуда виднеется лес. Нарушать спокойствие не хочется. Пара кадров на память — и ретироваться.

© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

«За время пандемии изменился подход к операциям. Длительная искусственная вентиляция легких чревата серьезными осложнениями для онкологических пациентов, поэтому мы откладываем операции по удалению доброкачественных новообразований. Такая практика существует сейчас во всем мире. Переносим на один-два месяца и в случае предопухолевых состояний. Те ситуации, когда риска для жизни нет. Здесь мы подходим индивидуально к каждому пациенту», — рассказывает представитель онкоцентра.

Выученные уроки

В амбулаторно-консультативном отделении, где время приема увеличилось на три часа во избежание очередей, ежедневно обследуется и консультируется около 600-800 человек. Химиотерапевтическое и радиологическое лечение получают по 200 онкобольных. В таких условиях возможность заражения нельзя исключить. Поэтому одним из временных нововведений является система взаимозаменяемости отделений.

© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

«На базе минигоспиталя, который до недавнего времени оказывал услуги на хозрасчетной основе, было создано резервное отделение, а весь медицинский персонал переведен на вахтовый метод работы. — объясняет пресс-секретарь. — Если одно из отделений закрывается на карантин вместе с больными и персоналом, его начинает дублировать резервное, куда выходит вторая половина специалистов. Таким образом, мы не останавливаем поток плановых пациентов, который составляет до девяноста человек ежедневно».

Снизить риски получается и за счет телемедицины: дистанционные консультации ввели в онкоцентре почти сразу, как разгорелась пандемия. На официальном сайте действует личный кабинет, который хранит сведения о визитах и обследованиях пациента. Предусмотрен и дневник самонаблюдения, где можно фиксировать самочувствие. В назначенное время врач выходит на связь и консультирует в аудио- или видеоформате. Направления на обследования выдаются в электронной форме с цифровой подписью.

© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

Некоторые удобства предусмотрели и для тех, кому личный визит в стационар необходим из-за химиотерапии и других процедур. Вместе с партнерами учреждение запустило бесплатные такси по маршруту «дом — онкоцентр — дом». Программа действовала все лето, когда Смольный сократил маршруты общественного транспорта из-за пандемии.

Меры, введенные онкоцентром, позволили сохранить медицинскую помощь на высоком уровне. Впрочем, как утверждают в учреждении, некоторые показатели все-так снизились по объективным причинам, например, хирургическая активность из-за переноса операций. Также сократилось число первичных пациентов в отделении химиотерапии.

«В будущем ожидаем всплеска онкозаболеваний», — предупреждает пресс-секретарь под конец прогулки.

Остается следить за тем, как перестроится клиника в условиях наплыва больных в посткоронавирусные времена.

Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


Читайте также Петербуржцы собирают средства, чтобы поздравить онкобольных с Новым годом

Сыр и колбаса оказались опасными для здоровья

Во Франции новая экстремистская атака — в церкви в Ницце обезглавили женщину (видео)