«Без публики жизнь для творческих людей остановится»

Абсолютной тишины в культурной жизни быть не должно, уверена художественный руководитель конкурса им. Георга Отса Зоя Туманова-Родман.


«Выступление перед живым залом необходимо молодому артисту». © Фото из личного архива Зоя Тумановой-Родман

В Петербурге с 7 по 9 ноября пройдет IV Международный музыкальный фестиваль-конкурс имени Георга Отса. В первую очередь проект направлен на поддержку молодых талантливых артистов, которые имеют возможность не только выиграть конкурс, но и получить ангажемент от профессионального жюри, в составе которого представители известных международных агентств и оперных домов.

В этом году мероприятие приурочено к 100-летию со дня рождения выдающегося певца Георга Отса. Все выступления пройдут на сцене Государственной академической капеллы. Конкурс проходит при поддержке Комитете по культуре Санкт-Петербурга. В преддверии мероприятия его художественный руководитель Зоя Туманова-Родман рассказала обозревателю «Росбалта» о традициях фестиваля, памяти Георга Отса и положительном влиянии искусства на моральное состояние человека в период пандемии.

— Зоя Николаевна, что вы могли бы рассказать читателям «Росбалта» о зарождении и традициях предстоящего фестиваля?

— Наш конкурс в этом году проходит четвертый раз. Впервые он состоялся в стенах Яани — Кирик, затем постоянным местом проведения стала Капелла. Фестиваль отличается тем, что мы сознательно приглашаем в жюри агентов кастинга, директоров музыкальных театров России и Европы.

Поскольку я сама являюсь музыкантом, я знаю, как сложно молодым артистам сразу после окончания учебы отправиться в «самостоятельное плавание». Поэтому мы стараемся помочь молодежи с учебой, получением места в театре, словом дать толчок к будущему. Соответственно, с одной стороны цель фестиваля в поддержке молодых музыкантов, а с другой — в том, чтобы они помнили Георга Отса, уникального многожанрового артиста, который при не самом сильном голосе обладал фантастическим обаянием. Его наследие учит передавать в своем исполнении не только хорошую технику, но и душу.

— Пандемия внесла очень много коррективов в культурную жизнь России. Наверняка это отразилось и на ваших планах?

— Разумеется, в этом году у нас принимают участие только музыканты из России, так как никто не может приехать из-за рубежа. Иностранные члены жюри, из Германии и Азербайджана, также будут судить онлайн. Мы особенно рады тому, что среди российских судей в этом году присутствует Сергей Лейферкус, прекрасный вокалист и певец. Ведь кроме самого конкурса в программе также заявлены мастер-классы, где признанные мастера делятся с молодежью своими идеями и опытом по выступлению на большой сцене, выбору репертуара и многому другому.

— А как нынешний кризис сказывается на психологическом состоянии организаторов и участников? Удается ли сохранять вдохновение?

— Каким бы избитым ни было выражение «Красота спасет мир», но сейчас оно вполне к месту: культура и искусство действительно спасают в тяжелое время. Для артистов это не просто работа, а вся жизнь.

Мы до последнего не знали, удастся ли провести конкурс, предвидя, что ничего хорошего ждать не приходится, но полгода простоя без живого общения с публикой и друг с другом была очень тяжелым временем для молодых артистов. Никакие онлайн-трансляции этого не заменят, хотя и от них, несомненно, есть своя польза.

Поэтому мы решили, что фестиваль должен состояться, пусть и отчасти в онлайн-режиме, и это поможет пережить такой кризис. Кроме того, в этом году исполняется сто лет со дня рождения Георга Отса, и нынешний фестиваль приурочен к этому событию. Когда все успокоится, как мы надеемся, конкурс будет проходить в России и Прибалтике, ведь личность Отса является знаковой и связующей между ними.

— Какие изменения вам пришлось внести в формат мероприятия в связи с ограничительными мерами?

Нам многое пришлось поменять: в прошлые годы третий тур конкурса проходил под аккомпанемент живого оркестра, из семидесяти участников. В этот раз от него, конечно, пришлось отказаться, все пройдет только под рояль. Жюри будет находиться в отдалении, автономно друг от друга и публики.

Третий тур пройдет в Большом зале Капеллы 9 ноября. Это тоже новшество: все три предыдущих года конкурс проходил летом, потому что так удобнее для вокалистов, которые все остальное время работают в театрах, и программа длилась пять дней вместо нынешних трех. Сейчас же все ориентировано на сокращение контактов между участниками, особенно приезжими. Есть и ограничения для зрителей: маски и антисептики обязательны.

Кроме заболеваемости, есть и финансовые проблемы, так как у многих возникли сложности с работой, поэтому мы снизили количество взносов. Еще нам помогла поддержка неравнодушных людей. Но мы очень надеемся, что в следующем году все пройдет в нормальном формате, с зарубежными гостями и оркестром, как это и должно быть.

— Какими проектами вы еще занимаетесь?

— Прежде всего, это конкурс «Дебют», фестиваль юных исполнителей, ориентированный на детей до 18 лет. Ученики Музыкального театра «Зазеркалье» еще осенью сказали, что с нетерпением ждут новых конкурсных прослушиваний в Капелле, перед публикой. Они очень устали петь дома и для педагогов. Конечно, мы соблюдаем все меры безопасности и не можем вместить всех желающих, но тем не менее выступление перед живым залом необходимо молодому артисту.

Лично я считаю, что помимо таких фестивалей должны проходить и другие концерты и спектакли, пусть и с меньшим скоплением публики, чем в спокойные времена, иначе жизнь для творческих людей остановится. Международный культурный форум, как и многие фестивали в Европе, переносится на следующий год, но абсолютной тишины в культурной жизни быть не должно. Високосный год понемногу подходит к концу, в этот раз он сверх меры оправдал свою неблагополучную репутацию, так что мы с надеждой смотрим в будущее.

Беседовала Людмила Семенова


Читайте также Дирижером симфонического оркестра Петербурга станет финский маэстро Лейф Сегерстам

В Петербурге открывается выставка первого всероссийского эко-арт-фестиваля

Ученые перечислили продукты, вызывающие воспаления