Posted 5 ноября 2020,, 15:13

Published 5 ноября 2020,, 15:13

Modified 30 марта, 13:02

Updated 30 марта, 13:02

«Куда пропали утки?»

5 ноября 2020, 15:13
Реку Смоленка на Васильевском острове уже не первый месяц пытаются очистить от мусора и бензиновых пятен. Как ответит виновник экологического бедствия, пока неясно.

В начале XIX века Смоленку называли иначе — речка Черная. Название удачно описывает то, что случилось с водоемом летом 2020 года. Местные жители заметили бензиновые пятна и мусор на поверхности, а неприятный запах отпугнул всю знакомую живность. «Куда пропали утки?» —задавались вопросами островитяне в духе героя романа «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Местные жители жалуются, что экологическое бедствие ликвидируют с задержками, однако в Смольном обещают, что уложатся в сроки.

Корреспондент «Росбалта» прогулялся вдоль реки, поговорил с местными жителями и сотрудниками городской администрации, чтобы выяснить, что случилось с некогда живописным водоемом.

Этюд в радужных тонах

Смоленка, водная артерия Василеостровского района, впадает в Финский залив. Здесь, совсем рядом с устьем, мирно плавают немногочисленные утки, охотятся чайки, вдоль берега бегают поклонники спортивного образа жизни. Мирный пейзаж в окружении знаменитых «домиков на ножках» достоин попасть на мольберт художника, вот только картину не красят ограждающие боны с мусором на поверхности водоема. Эта конструкция спасает залив от загрязнения на время работ «Экостроя». Многочисленные суда почти полгода достают со дна реки отходы: бочки, канистры, дорожные знаки и даже мотоциклы. Вот только претензия у местных жителей другая: в начале лета здесь заметили радужные пятна — очевиден химический след. Отмечалось, что отходы смывались в реку годами — с промышленных зон, строительных площадок. Конкретный источник аварии до сих пор официально не объявлен.

Комитет по благоустройству провел проверку. Выяснилось, что в донных отложениях на всем протяжении реки присутствуют нефтепродукты. Очаг — как раз недалеко от устья, между мостом Кораблестроителей и Наличным мостом. Там и заметил корреспондент «Росбалта» основную часть водоочистительной техники, но этим работы не ограничиваются. Пройти чуть дальше, к другому участку водоема — и сотрудников «Экостроя» меньше не становится. Один из них на вопрос, когда закончатся работы, пожимает плечами.

«Не знаю, начальство решает, мы не решаем», — отвечает мужчина после небольшой паузы.

Другой представитель предприятия оказывается более разговорчивым. «И в следующем году будем работать», — машет рукой сотрудник.

На будке рядом висит информационный щит: «Окончание работ — октябрь 2020 года». На календаре — ноябрь. К этому времени вся «спасательная операция» должна была сосредоточиться на другом участке, если верить первоначальным планам Смольного.

Не опоздание, а промедление

Как отмечают в профильном комитете, говорить о нарушении сроков не стоит. Основной этап очистки между Наличным и Смоленским мостами завершен, впереди — сдача и приемка работ, исправление недостатков, если таковые выявляются. При этом формально контракт рассчитан до 30 декабря 2020 года, так что подрядчик соблюдает условия договора. Информацию же на информационном щите необходимо скорректировать, отметили в администрации.

«Да, идем мы чуть позже, чем запланировали. То, что вы увидели технику на месте, не имеет никакого отношения к нарушениям. Она там будет находиться, пока работы не будут приняты и оплачены. Мы не сорвали национальный проект, — утверждает первый заместитель председателя комитета по природопользованию Михаил Страхов. — Даты расходятся, потому что необходимо различать срок государственного контракта и срок основных работ. Последние выполнены. Да, „октябрь“ имел место быть. Да, сейчас идет подработка. А планировать мы могли для себя и в августе, и в сентябре… Наши планы — это наши планы».

На сайте госзакупок с мая 2020 года опубликовано не менее двадцати контрактов, которые заключены с «Экостроем» — единственной компанией, подавшей заявки. Суммы в среднем варьируются от 560 до 926 тыс. рублей. Дорогостоящие работы предполагают очистку дна водоема, привлечение водолазов и аренду маломерных судов.

Как утверждают в комитете, некоторые «промедления» связаны с особенностями Смоленки. Уровень воды здесь регулярно колеблется, погодные условия нестабильны, что мешает технике. Однако это не должно стать препятствием для выполнения национального проекта, в рамках которого борются с отходами в этой реке — первый опыт петербургских властей по очистке водоемов в подобном формате.

«Мы планируем, что работы между Смоленским и Наличным мостом будут завершены в этом году. Полностью реку очистят к концу 2021 года. Рисков срыва планов нет», — подытожили в комитете по природопользованию.

К родным пенатам

Островитяне переживают не только по поводу сроков. В августе 2020 года в адрес главы МО «Гавань» Нэлли Вавилиной поступили жалобы, что у водоема постоянно скапливается мусор.

«Берега насыпных территорий в устье реки покрыты бревнами, топляком, поднятым со дна Смоленки. Жители отмечают, что все вывозимое со дна реки Смоленки возвращается обратно», — следует из обращения муниципала в администрацию.

На следующий же день профильный комитет откликнулся, а затем назначил выездное заседание. От мусора избавились оперативно.

«Смоленку все чистят, чистят. Ужасно было смотреть на все это, пахло безумно», — рассказывает Вавилина.

Обращения недовольных поступают к ней до сих пор. Корреспондент «Росбалта» обнаружил на местах немногочисленные бревна и другой мусор. Бензиновых следов на водоеме больше нет. Последний раз о пленке нефтепродуктов комитет по природопользованию сообщал 19 октября.

«Знаете, как я поняла, что со Смоленкой что-то не так? Даже не по нефтяным разводам на поверхности. — рассказывает местная жительница, встретившаяся корреспонденту по дороге. — Дело в том, что со временем стали пропадать утки. Тогда говорили, что они улетели из-за загрязнения или погибли. Сейчас стало лучше, техника тут до сих пор работает, ждем, когда все закончится».

Женщина права: к осени утки вернулись, а чайки кружат, как в прежние времена — символ перемен. Герой романа Сэлинджера — более скучный, в эпоху постмодерна — задавал бы другие вопросы. Вернется ли первоначальный облик Смоленки? Удастся ли увидеть живописный пейзаж в новом году? Найдут ли виновника экологического бедствия?

Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.