Posted 2 декабря 2020,, 10:18

Published 2 декабря 2020,, 10:18

Modified 1 февраля, 03:16

Updated 1 февраля, 03:16

«Теория — это груз, который нужно брать с собой в дорогу по минимуму»

2 декабря 2020, 10:18
В нашем разнополярном мире множество вещей сосуществуют одновременно, считает художник Кирилл Аграновский.

Кирилл Аграновский родился в 1970 году в Ленинграде. В 1989 году он окончил Ленинградский Государственный Индустриальный техникум строительных материалов и деталей, а с 1998 по 2000 годы учился видеорежиссуре в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств.

C 2004 года Аграновский — член Союза художников IFA, секция графики. Состоит в группе Ш. В.А.

Об индустриальной эстетике в своих работах, необычных техниках и творческих планах Кирилл Аграновский рассказал в интервью обозревателю «Росбалта».

— Кирилл, вы учились видеорежиссуре и работаете художником-аниматором. Влияет ли профессия на ваше творчество и находит ли она отражение в произведениях?

— Жизнеполагающей профессии как таковой у меня нет. Незавершенные профессиональные элементы, собранные по кускам на разных лекциях, курсах, пленумах, конференциях, взаимодействуют между собой и в итоге выливаются в творчество. Я это не анализировал и уж точно не использовал как прием.

Любая теория для меня — это багаж, груз, который нужно брать с собой в дорогу в минимальных объемах. Под дорогой я имею в виду создание объекта, картины, чего угодно. Должно быть по минимуму аналитики и прочих вещей, которые сковывают движение. По этому поводу есть очень хорошее интервью с Брюсом Ли, в котором он, придерживаясь кодекса самурая, говорит, что во время боя, во время творческого акта, нужно действовать молниеносно, стремительно, только так возможна победа. Иначе быть не может.

— Есть ли видеопроекты, которые имеют для вас особое значение, и выставляете ли вы их наряду с живописью, графикой и объектами?

Все мои работы (фильмы, графика, объекты, фигуры), так же как и материалы (линолеум, пластик, металл, бетон), равноценны для меня. Я думаю, что они органично взаимодействуют друг с другом и потенциально взаимозаряжаются. Я как проводник в меру своих возможностей способствую их точному соединению, а моя цель — угадать, как они будут, согласно поставленным задачам, наиболее верно между собой сочетаться. Задачи уже изначально стратегически обозначены и давно сформулированы, поэтому на поверхности остаются только технические моменты. Но это уже чистая механика.

— Индустриальная, заводская эстетика является главной доминантой вашего творчества. В какой момент вас заинтересовали урбанистические темы?

— Специально этой эстетикой я никогда не интересовался, она вошла в мое творчество органично, на каком-то животном уровне. Мне было ясно, что то, чем я занимаюсь, должно быть четким, строгим, без кудрявых барочных завитушек. То есть с максимумом функционала и минимумом украшательства. Главное — чтобы не было скучно. Пока мне не скучно, все это живет и обновляется.

Отсюда и различные техники, которые возникают по мере движения вперед. Движение это не строго линейное, а, скорее, взаимопересеченное с различным набором элементов. Если творческая мысль требует вставить в произведение лампу, то она будет вставлена. Если для выражения конкретной мысли требуется какой-то вертящийся элемент, то он тоже появится. Некоторые элементы существуют ради решения определенных внутренних задач.

Всегда, например, существовала некая проблема — как организовать в своих работах хороший, правильный свет. Такими материалами как тушь, краска, изолента и так далее сделать это адекватно задачам не всегда получалось. Поэтому на их место пришли лампы с проводами, резисторами и прочими электрическими элементами. Возможно, где-то эти элементы будут присутствовать просто ради самих себя. Многие идеи уже витают вокруг, мне нужно лишь взять их и приспособить под свои нужды.

— В современном искусстве все большую популярность набирают объектно-ориентированные практики и инсталляции. Как вы, художник, работающий на пересечении различный техник, относитесь к этой тенденции?

— Да, сейчас набирают популярность объекты и жанр тотальной инсталляции, в котором вся выставка и выставочная площадь рассматривается художником и куратором как цельный объект. Кроме того, существуют выставки-модули, и они составляют глобальную, огромную сеть.

Одна выставка может представлять из себя одну фразу, другая — вторую, а вместе они уже складываются в предложение, и так далее. Мне это близко и кажется очень перспективным. Честно говоря, не знаю когда это возникло, не думаю, что только сейчас. Но в данный момент мы живем в очень разнополярном мире, где множество вещей, как архаичных, так и, условно говоря, ультрасовременных, сосуществуют одновременно. Мы застали хороший момент, когда все пересекается.

Это смешение, микширование, бесконечное перекидывание одного к другому, превращает творчество в огромный, хаотический, безумно интересный пейзаж, которым пытаешься управлять. Не всегда получается, возникают ошибки — и это замечательно. Сложно вычленить какой-то глобальный мейнстрим, не наслаждаясь тасованием всего, что уже наработано. Я не особо задумываюсь над тем, чтобы сделать что новое или над тем, будет ли это что-то старое. Главное для меня — выразить актуальную мысль по поводу того, что я вижу, слышу, наблюдаю, высказать все это не напрямую, а доступными мне средствами.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах.

— Планы есть всегда. Хотелось бы создать выставку, которая будет представлять собой единое целое, единую, в нарративном смысле, историю со своей визуальной драматургией, акцентами в материале, экспозицией. Бывает сплошная экспозиция, когда всю выставку мы представляем своих героев и ничего особенного не происходит. Или же наоборот, мы сразу же окунаем условного зрителя в мощный экшн и не отпускаем его до самого конца.

Разумеется, используя только картины, таких целей не достичь, поэтому решать задачу нужно с использованием самых разнообразных средств и материалов. Монтаж такой выставки может начаться в одном помещении, а закончиться в другом, а уж какие будут между ними связи и коммуникации, решится только на месте. Пока это не известно, но главное, что мы движемся вперед.

Беседовал Юрий Екимов

«Росбалт» представляет проект «Новые передвижники», знакомящий петербуржцев с ключевыми событиями и именами в художественной жизни культурной столицы.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.