Posted 7 декабря 2020,, 11:30

Published 7 декабря 2020,, 11:30

Modified 30 марта, 12:48

Updated 30 марта, 12:48

Журналистов не пустили на Нарвскую мануфактуру, где незаконно распиливали старинные станки

7 декабря 2020, 11:30

Новым арендатором мануфактуры, которая является объектом культурного наследия, в скором времени станет фонд «Наследие барона А.Л. Штиглица» — он собирается восстановить ее и устроить в цехах экспозицию о развитии ткацкого дела. На данный момент мануфактуру арендует предприятие, выпускающее строительный утеплитель, и, по мнению Ярошецкого и директора фонда Елены Штиглиц, его руководитель сейчас распиливает ткацкие станки, чтобы сдать их в металлолом.

«Страшный шум от распиловки станков в первые дни декабря этого года и грохот при погрузке искореженного металла в контейнеры слышали жители окрестных жилых кварталов, — рассказала Елена Штиглиц. — Они связались со мной и попросили узнать, в чем дело. Эти станки были выпущены в 60-х, 70-х годах, но суть даже не в том, представляют ли они историко-культурную ценность, а в том, что они простояли столько лет в том виде, в котором их оставили сотрудники, отработавшие последнюю смену. На каких-то станках заправлены нитки, ткань… Они ждали своего возрождения, и их должны были использовать для будущей экспозиции».

Арендатор же не имел право не только самовольно решать судьбу станков, но и вообще заходить в тот корпус, где они размещались, так как его он не арендовал. По сути, он совершил несанкционированное проникновение в помещение, и соответствующие заявления в прокуратуру и полицию уже поданы.

5 декабря вместе с Еленой Штиглиц на объект приехали корреспонденты газет «Санкт-Петербургские ведомости», «Аргументы и факты», журналов «Эксперт Северо-Запад», «Реликвия», «Адреса Петербурга». Охрана арендатора отказалась пропустить их на территорию мануфактуры, несмотря на то, что посещение было согласовано с Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры Минкульта РФ, который представлял государство в качестве собственника ОКН и арендодателя.

«Это значит, им было что скрывать. Позже на территорию пустили только охрану АУИПИК, и она подтвердила, что в корпусе осталась только треть станков», — отметила Штиглиц.

«Это грубо нарушает не только законные права прессы, но и режим гласного и подконтрольного общественности использования ценных объектов культурного наследия России», — заявил Ярошецкий, добавив, что Союз журналистов Петербурга и Ленобласти уже опубликовал соответствующее заявление. — Гильдия и секретариат союза уже ждут жесткой оценки действий недобросовестного арендатора ОКН со стороны губернатора Ленобласти и зампредседателя правительства региона, возглавившего вновь комитет по охране и реставрации памятников».

Напомним, две мануфактуры — суконная и льнопрядильная -, а также поселок для рабочих по образцу английских фабричных поселений, в котором располагались больница, библиотека, столовая, барон Штиглиц построил на правом берегу Нарвы в 1845–1851 гг. Сегодня «английский» район Ивангорода Парусинка стал почти таким же символом пограничного города, как и русская крепость.