Posted 17 декабря 2020,, 18:58

Published 17 декабря 2020,, 18:58

Modified 30 марта, 12:43

Updated 30 марта, 12:43

«Нас не заткнуть за пояс»

17 декабря 2020, 18:58
Музыканты петербургского симфонического оркестра выступили против главного дирижера. В историю конфликта вплелись хамство и обвинения в коррупции.

Скандал разразился в Государственном академическом симфоническом оркестре Петербурга (ГАСО). Музыканты открыто выступили против худрука, главного дирижера Александра Титова. Конфликт сопровождали обвинения в коррупции, безучастности и оскорбительном поведении. Директор уволила титулованного артиста, однако история не закончилась. Худрука могут вернуть на место, а новая редакция устава ГАСО сведет на нет возможность для критики.

Первый звонок

Александр Титов — дирижер выдающийся. Артист выступал в Ленинградской консерватории, Мариинском и Большом театрах. Его приглашали в оркестры BBC, Ла Фениче, Ла Скала, Метрополитен-оперу, королевский Ковент-гарден и Парижскую оперу. Регалии уже к «нулевым» оказались весомы, а потому назначение худруком ГАСО в 2007 году мало кого удивило. Впрочем, некоторые сомневаются, так ли заслуженно он получил должность: поговаривали о негласном решении в «кабинетах».

Художественным руководителем Титов пробыл до 2013 года. Ему доложили об отставке по телефону, во время очередной репетиции, но о причинах не сообщалось. В Смольном потом намекнули: дирижер, может, и хороший, но как руководитель подвел, а музыкальная сфера Петербурга нуждается в расцвете. ГАСО к тому моменту переживал упадок, а зритель не проявлял интерес.

«Отсутствие развития, отсутствие упоминаний. Безучастность к судьбе оркестра», — вспоминает те события член оркестра Чингиз Османов.

Поднялась, однако, шумиха в СМИ, последовали обращения музыкантов, депутатов. Всех возмутила форма отставки, так что администрации пришлось извиняться за «некрасивое» увольнение. Вице-губернатор Василий Кичеджи запустил переговоры с Академической капеллой, Михайловским театром и Консерваторией, которые отказались трудоустроить Титова.

Так для него завершилась карьера в оркестре — во всяком случае временно. Перерыв продлился до 2017 года, пока главного дирижера не вернули.

Второе пришествие

Ренессанса ГАСО так и не дождался. Отношения между оркестром, руководством учреждения и Титовым переживали кризис — недовольство накапливалось. В распоряжении «Росбалта» оказалось несколько жалоб, которые главный дирижер направлял в комитет по культуре в 2020 году. Суть претензий сводится к тому, что директор Елена Анисимова без учета его мнения проводит кадровые перестановки и самолично приглашает дирижеров.

Вице-губернатор Владимир Кириллов, отвечающий за культуру в городе, объяснил, что закон, устав и трудовой договор обязанности «согласования» и не закрепляют.

«Факты, изложенные в обращении о неправомерных действиях Анисимовой Е.С. при осуществлении ею функций директора учреждения, <…> не нашли своего подтверждения», — заявил Кириллов губернатору Александру Беглову.

Художественный совет ГАСО перешел в открытое противостояние. В учреждении заявили, что Титов сорвал проекты, пропал в пандемию и о своей деятельности не отчитался.

«Весь этот период мы плодотворно и активно работали, не имея никакой поддержки и участия со стороны художественного руководителя. У нас вызвало недоумение отсутствие главного лица в творческом составе на репетициях и самом концерте, открывающем сезон нашего коллектива после столь долгой разлуки со слушателями», — написали члены художественного совета 28 сентября в комитет по культуре.

Действия Титова вскоре попали и в поле зрения полиции.

Криминальное закулисье

Руководство ГАСО обвинило худрука в коррупционных схемах. Корреспондент «Росбалта» ознакомился с документом, подготовленным отделом экономической безопасности ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти.

«А.В. Титов, без согласования с руководством учреждения и составления соответствующих договоров, являясь непосредственным руководителем артистов оркестра, дал указание о необходимости исполнения 06 и 07 декабря 2019 года концерта „П.И. Чайковский. Концерт для скрипки“ в студии записи „Лендок“ в интересах третьих лиц. При этом указанная запись не была внесена в утвержденный руководством план работы творческого состава ГБУК „СПб ГАСО“, осуществлялась штатными артистами Учреждения, с использованием музыкальных инструментов оркестра», — следует из июльского постановления дознавателя.

Ущерб, по подсчетам МВД, составил 357 тыс. рублей. Артисты подтвердили участие в звукозаписи по указанию Титова. На руки музыканты получили по 3-6 тыс. рублей, а сам Титов — 350 тыс. рублей от заказчика, считают в ведомстве.

«Александр Вениаминович — сторонник идеи записей. Он вызывает музыкантов, пользуясь их служебным положением, рабочим временем, хотя это не входит в их обязанности. Говорит, что у них нет выбора, участвовать в подобных „леваках“ или нет. Всех напрягает эта история с коррупционной составляющей», — подтверждают источники в ГАСО.

Материал проверки из полиции передали в Следственный комитет, однако уголовное дело пока не возбуждено.

Дирижерство из Смольного

Осень 2020 года. Члены художественного совета не выдержали и попросили уволить Титова. Директор Анисимова согласилась. По ее словам, дирижер из артиста вышел хороший, но как худрук он подвел ГАСО.

«Титов дискредитировал себя необдуманными резкими выпадами в адрес музыкантов, крайней обидчивостью и злопамятностью. Любая инициатива оркестрантов и любая попытка развития оркестра не только не поддерживается Титовым, напротив — в жесткой форме им отменяется. Более того, бесконечные жалобы в вышестоящие инстанции, в концертные организации и музыкальные учреждения со стороны Титова наносят непоправимый вред реноме оркестра и города», — заявила Анисимова.

Новым художественным руководителем стал Игорь Томашевский, а на роль приглашенного дирижера взяли выдающегося финского деятеля Лейфа Сегерстама. Члены оркестра вернулись к полноценной работе. Как объяснили сами музыканты, коллектив, прежде погрязший в апатии, оживился и принялся за репетиции с новой силой.

Вскоре Титов напомнил о себе. Дирижер заявил, что планирует вернуться на прежнюю должность, а решение якобы уже принято «в кабинетах», утверждают в ГАСО. Директору Анисимовой тем временем пришла весточка из комитета по культуре: 21 декабря прекращается трудовой договор — истекают сроки. Для артистов это стало очередным тревожным звонком. Коллектив направил губернатору обращение. Подписи поставили более 50 человек.

«Музыканты СПб ГАСО не понимают, почему они должны и впредь терпеть грубые унижения со стороны человека, показавшего за долгие годы работы с оркестром свою творческую беспомощность и игнорирующего созидательные инициативы в области культуры», — следует из письма.

Авторы обращения спросили, действительно ли Титов вернется и правда ли, что для этого планируются изменения в устав ГАСО. Переживания артистов не лишены смысла. Корреспондент «Росбалта» ознакомился с планируемыми правками в документ. Должность директора может уйти из новой редакции. Титов, если вернется в качестве главного дирижера, получит управленческую автономию. Эту догадку мог бы подтвердить или опровергнуть сам артист, но он отказался разговаривать с корреспондентом.

«Мы нуждаемся в комфортных условиях труда, в дружелюбной творческой атмосфере, в стабильном развитии, чему способствует деятельность нынешних директора и худрука», — подытожили музыканты.

Лебединая песня

Члены оркестра в разговоре с корреспондентом «Росбалта» подтверждают, что их устраивает сложившийся тандем: директор Анисимова — худрук Томашевский.

«Нам теперь хочется выступать. Каждая программа — вызов музыканту, интересный творческий проект. Елена Сергеевна — виртуознейший руководитель. Особенно это проявилось в пандемию», — отмечает член оркестра Юлия Баранова.

С ней соглашается и Чингиз Османов. По его словам, новый худрук оправдал ожидания, полон энергии и творческих планов, интеллигентно общается с музыкантами, тогда как Анисимова решает текущие проблемы и приводит в жизнь инициативы оркестра.

«Титова не ждем. Мы задавали ему вопросы, куда движемся, в каком направлении, ведь наши жизни зависят от этого. На диалог он никогда не шел. В этом его мотивация: быть полноправным хозяином культурной единицы города. Творческих задач здесь не было. То, что мы видели, это неспособность к руководству, безучастность к музыкантам, насущным проблемам оркестра. Мы были лишены возможности планировать свое будущее», — рассказывает Османов.

По мнению Барановой, за годы руководства Титов утратил прежнее мастерство как артист. Желание экс-худрука вновь примкнуть к ГАСО собеседница объясняет просто.

«Музыкант может прожить без дирижера, но дирижер, которого не любит и не принимает коллектив, исчезает. Другие учреждения не хотят его приглашать. Он хочет вернуться, потому что иначе просто уйдет в небытие», — отмечает Баранова.

Человек устарел, устал, он больше не в состоянии увидеть этот мир, добавляют члены оркестра.

«Почему мы должны выполнять чьи-то прихоти? Музыканты объединены идеей, что им эта история ни к чему, — резюмирует Османов. — Нас не заткнуть за пояс. Поверьте, найдется арсенал поставить дирижера на место. Оркестр настроен бороться».

Никита Строгов