Posted 19 января 2021,, 13:17

Published 19 января 2021,, 13:17

Modified 30 марта, 12:32

Updated 30 марта, 12:32

Эксперты: Цифровая маркировка молочной продукции приведет к повышению цен и снижению качества

19 января 2021, 13:17
Специалисты называют проект «Честный знак» затратным, бессмысленным и даже вредным.

В России 20 января стартует проект по обязательной цифровой маркировке молочной продукции «Честный знак». Как отметили в петербургской организации «Общественный контроль», правительство, по указанию которого введена эта процедура, объясняет решение стремлением защитить интересы потребителей от некачественной и фальсифицированной молочки. Однако, подчеркивают специалисты, маркировка не предусматривает лабораторные анализы сырья и готовой продукции, а информация, зашитая в цифровой код, с точностью повторяет данные, указанные на упаковке.

Специалисты попытались разобраться, кто заинтересован в нововведении.

«Потребители точно нет, поскольку, по подсчетам участников рынка, средняя стоимость одного килограмма маркированного молочного продукта из-за огромных затрат на внедрение системы „Четный знак“ возрастет более чем на 5 руб. Эти деньги будут потрачены не на дополнительную проверку качества товара, а на исполнение решение правительства РФ, — рассказали в „Общественном контроле“. — Изготовителям эта маркировка тоже „поперек горла“, поскольку связана с огромными затратами и не вполне очевидным эффектом».

Также эксперты рассказали о существующих технических проблемах.

«На сегодняшний день в России даже нет ни одной типографии, способной обеспечить технически нанесение кодов DataMatrix. Причем, если на картонной упаковке теоретически их еще можно напечатать, то на пленке или пластиковом стакане при имеющейся материально-технической базе — нет. Для этого типографиям необходимо закупать импортное дорогостоящее оборудование и программное обеспечение», — заявили в организации.

Специалисты опасаются, что организационные проблемы могут спровоцировать перебои с молочными продуктами и отразятся на их качестве.

«Молочная продукция — это не шубы, не шины и даже не лекарства, уже попавшие под маркировку, это товар ежедневного потребления подавляющей частью населения страны. И малейший, даже незначительный сбой в системе маркировки, в которой прочным узлом связаны сельхозпроизводители, переработчики и торговые сети, может привести не то что к перебоям с поставками скоропортящейся молочной продукции — к пустым молочным полкам в магазинах из-за временных остановок отгрузок десятками предприятий, — сказал председатель „Общественного контроля“ Всеволод Вишневецкий. — Что будет дальше? Бизнес с торговыми сетями начнут „оптимизировать процессы“, что приведет к полному замещению на торговых полках свежей молочной продукции со сроками годности до 14 суток на продукцию длительного хранения с применением технологий и консервантов, обеспечивающих более длительные сроки годности. И никто из изготовителей рисковать не будет — за несоблюдение требований к обороту маркированной продукции уже предусмотрена уголовная ответственность. Специалисты уже прогнозируют закрытие целого ряда малых предприятий отрасли после введения маркировки».

Кроме того, в организации добавили, что на молочном рынке уже есть система контроля — «Меркурий», поэтому новая процедура кажется сомнительной.

Также остается вопрос — как будет маркироваться весовая продукция.

В итоге, по мнению специалистов, заплатит за это нововведение потребитель.

«„Общественный контроль» считает тотальную маркировку молочной продукции невыполнимой и избыточной инициативой государства, целью которой, по всей видимости, является налаживание строгого учета за количеством произведенной продукции и увеличение налоговых поступлений в бюджет, — заявил Вишневецкий. — При этом реальный механизм контроля качества продукции в предлагаемой системе «Честный знак» отсутствует. Даже если предположить, что маркировка молочной продукции увеличит на 10% собираемость налогов с отрасли, то потери для экономики страны и рядовых потребителей от внедрения этой системы будут в несколько раз больше, что делает эту инициативу не просто бессмысленной, а даже вредной. Очевидно, что «козлами отпущения» глобального проекта по оцифровке молочки, которые вынуждены будут нести всю финансовую нагрузку, станут добросовестные изготовители и переработчики, которые и сейчас работают честно на рынке… В выигрыше будут IT-компании — посредники между государством и бизнесом, которые будут обслуживать весь этот громоздкий, чрезвычайно затратный и, по всей видимости, бессмысленный проект, за который в итоге будем платить мы, потребители».

Планируется, что цифровая маркировка «Честный знак» будет вводиться постепенно. С 20 января участники рынка смогут

добровольно маркировать молочную продукцию, вводить ее в оборот и фиксировать выбытие через кассы. С 1 июня под обязательную маркировку попадут мороженое и сыр, с 1 сентября — молочные продукты со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря — вся остальная молочка.