Posted 2 февраля 2021,, 13:24

Published 2 февраля 2021,, 13:24

Modified 1 февраля, 03:54

Updated 1 февраля, 03:54

В Петропавловской крепости покажут архитектурную хронику блокадного Ленинграда

2 февраля 2021, 13:24

В выставочных залах Комендантского дома Петропавловской крепости открылась выставка «Рисуя блокаду. Дневник архитектора Якова Осиповича Рубанчика. 1941-1945». Здесь можно увидеть более 140 рисунков ленинградского архитектора и художника, посвященных не самой распространенной теме — будням блокадного города, укрытию памятников архитектуры и скульптуры, возведению оборонительных сооружений, артобстрелам, бомбежкам, очистке города от снега и мусора, подготовке к операции по снятию блокады.

Это скорее напоминает военную корреспонденцию, каждая работа отмечена точной датой создания, авторскими подписями, которые доходчиво истолковывают изображенное. Последний лист серии запечатлел малоизвестный факт публичной казни восьми немецких военнослужащих на площади перед кинотеатром «Гигант» 5 января 1946 года.

Работы в соответствии со строгостью жанра выполнены пером, чернилами, графитными и цветными карандашами. В экспозицию также включены листы из серии «Расстрелянный Растрелли» с зарисовками разрушенных дворцов в пригородах, которые Рубанчик выполнил после освобождения города от фашистской блокады.

Яков Осипович Рубанчик родился в 1899 году в Таганроге, в начале 1920-х годов приехал в Петроград, где окончил архитектурный факультет Высшего художественно-технического института и в1928 году получил звание художника-архитектора. Он участвовал во многих архитектурных конкурсах в Ленинграде, Кронштадте, Москве, Таганроге, Одессе, был удостоен более трех десятков премий. Многие жилые и общественные здания в Ленинграде возведены по его проектам.

В осажденном Ленинграде Рубанчик принимал непосредственное участие в строительстве оборонительных рубежей, маскировке административных зданий, промышленных, транспортных и военных объектов, работал в Отделе охраны памятников Управления по делам искусств Ленсовета, занимался мероприятиями по сохранению архитектурных и скульптурных памятников города, в том числе обмером зданий Пажеского корпуса (бывший Воронцовский дворец, архитектор Франческо Бартоломео Растрелли) и Мальтийской капеллы (архитектор Джакомо Кваренги). Все это время он делал зарисовки, отражающие страшную повседневную жизнь блокадного Ленинграда.

Директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Владимир Кириллов на открытии выставки отметил, что коллекция имеет важное историческое значение. Произведения автора отражают суровую правду трагического времени, наполняют сердца зрителей глубоким чувством сопереживания.

Выставка работает до 20 февраля, вход свободный.