Posted 23 февраля 2021,, 07:43

Published 23 февраля 2021,, 07:43

Modified 30 марта, 12:16

Updated 30 марта, 12:16

«Смотреть в сторону Европы русской балетной школе не нужно»

23 февраля 2021, 07:43
Педагог и ученик должны уважать друг друга, но строгость в классе обязательна, считает артист балета Илья Кузнецов.

О том, зачем детям заниматься балетом, как не отбить у ребенка желание танцевать и в чем ценность русской классической школы, в интервью «Росбалта» рассказал заслуженный артист России, солист балета Мариинского театра, руководитель и основатель детской школы балета Илья Кузнецов.

— Илья Владимирович, вы с детства занимались балетом, были солистом Мариинского театра и выступали на многих прославленных сценах. Так сложилось, что после завершения танцевальной карьеры вы открыли и возглавили балетную школу. Это случайность?

— Это судьба, которая много лет подводила к открытию школы. Идея продумывалась долго, так как у моих друзей-одноклассников из других стран были балетные школы. Хоть они иностранцы и выпускники Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, но с этим бизнесом у них гораздо лучше, чем в нашем государстве.

В тот момент, когда мы с супругой решились на этот шаг, подобных сетевых школ в Санкт-Петербурге не было. Я заметил, что в Академию Вагановой все чаще стали приходить «гимнастки» — растянутые, с хорошими данными для гимнастических упражнений.

Но хореография — это совершенно другая методика. И очень трудно переделать «под классическую форму» ребенка, который с трех лет занимался гимнастикой и которому вбивали основы именно этого вида спорта. Мы вовремя увидели эту проблему и решили воспитывать своих детей с методикой классического танца.

— В каком возрасте лучше всего начинать занятия и как вы отбираете учеников? Занимаются ли у вас взрослые?

— У детей в четыре года начинает просыпаться внимание и открываться слух, они начинают обращать внимание на звуки. Это самый идеальный возраст для начала занятий классической хореографией. С самого начала я требую от педагогов в первый месяц заниматься дисциплиной. Без нее в классе невозможно ничего сделать — это будет непрофессионально.

С прошлого года у нас открылся класс для взрослых, благодаря нашему замечательному педагогу Андрею Юрьевичу Богданову. Здесь может заниматься любой желающий, любящий балет.

— Кто у вас преподает?

— Педагоги, имеющие высшее образование и дипломы артистов балета. В основном это выпускники АРБ.

— Зачем детям заниматься балетом и участвовать в конкурсах? Едва ли не каждая девочка мечтает о танце, красивой балетной пачке… Но ведь редкий ребенок знает, что балет в первую очередь — очень тяжелый труд. Как удается построить образовательный процесс так, чтобы у юной танцовщицы или танцовщика не перестали гореть глаза, чтобы они продолжали мечтать?

— Многие занимаются для духовного и физического саморазвития. Когда они вырастут, то даже если не свяжут с классическим балетом свою жизнь, все равно будут понимать, что это огромный труд. Что поможет им быть красивыми и разбираться в искусстве, посещая различные балетные театры нашего города.

Все зависит от энергии и профессионализма педагога. Если он умеет держать класс в дисциплине и увлекает детей своей энергией, тогда ребенок вырастает профессионалом с горящими глазами.

— Какие вы видите действенные и эффективные методы обогащения духовного мира современного ребенка?

— Ходить в театры, в церковь, слушать красивую классическую музыку, смотреть балетные спектакли, участвовать в конкурсах, в различных детских проектах.

— Не так давно две престижные балетные школы Европы — академия балета при Венской государственной опере и государственная балетная школа Берлина — привлекли к себе внимание скандалами. Их руководство и преподавателей обвинили в систематическом физическом и психическом насилии над детьми. Бывшие ученики говорят о культуре страха, суровой муштре и физическом стрессе с побоями, словесными нападками и унижениями со стороны учителей, которые запускали в детей связки ключей и даже стулья. Но для многих хуже физического было психологическое насилие — дискриминация, угрозы и оскорбления. Какова ситуация в российских балетных школах, например, в Вагановской академии или в Перми, где вы учились? Нужны ли реформы и отступление от — как в Европе называют — «русского метода»?

— Про АРБ им. А. Я. Вагановой лучше спросить у коллег Николая Максимовича Цискаридзе. Про Пермское училище я не могу сказать, так как не был там уже тридцать лет, ситуация могла измениться. В Германии свои законы и своя конституция. Это не значит, что я сторонник насилия. Я считаю, что педагог и ученик должны уважать друг друга. Но строгость в классе ко многим обязательна, так как это подтягивает и заряжает. Артистов балета часто одолевает усталость и лень. Строгость нужно использовать как прививку, но я против оскорблений.

Русской школе уже более трехсот лет, и из поколения в поколения она изменялась. Большое влияние внесла в школу Агриппина Яковлевна Ваганова. И именно по этой системе весь мир делает станок, середину и аллегро. В дальнейшем за семьдесят лет русская школа очень изменилась. Пришли высокие балерины, появился большой шаг, уникальная техника. Но считаю это лишь развитием внутренней русской школы. И считаю, что смотреть в сторону Европы русской школе не нужно. Пускай, как учились на нашей школе, так и учатся. Как бы ни пытались ее изменить и не пускать в другие страны, методику А. Я. Вагановой так никто в мире и не отменил.

— А чем отличается методика в вашей, частной школе?

— Методика в нашей школе отличается тем, что изо дня в день, из года в год наши педагоги под моим руководством изучают детей, особенно на экзаменах в конце года. Мы делаем свои выводы, решаем, что нужно и что не нужно в этом возрасте. Но на пуанты ставить — это дело профессиональных балетных училищ и академий. Мы даем только грамотное начальное образование.

— Расскажите о вашем новом проекте — Первом международном детско-молодежном балетном конкурсе классической хореографии — Ballerinka Baltic Sea Saint Petersburg. Несмотря на ограничения, связанные с коронавирусом, вы выжили и продолжаете бороться. Что помогает вам не сдавать и какие планы на будущее?

— Я давно мечтал об этом проекте, когда школы еще не было. За восемь лет выросли сотни балетных школ, появилась конкуренция. Поэтому мне интересно самому увидеть не только внутреннюю конкуренцию в нашей школе, но и внешнюю.

Конкурс предусмотрен для детей, занимающихся в государственных и коммерческих школах дополнительного образования, от четырех лет и старше. В его рамках состоится мастер-класс от ведущего педагога Академии Б.Я. Эйфмана. Организатором является Благотворительный фонд «Пропаганда и Возрождение Русского искусства».

Целями проведения конкурса можно назвать выявление наиболее талантливых и ярких исполнителей, повышение профессионального уровня, популяризацию различных национальных школ, установление творческих контактов, демонстрацию мастерства, укрепление и поощрение дружеских связей детей и молодежи, ознакомление детей с культурой и историей города пребывания. В жюри приглашены известные, заслуженные и народные артисты Мариинского и Михайловского театров, Театра Бориса Эйфмана, известные деятели культуры.

Моя команда многое сделала для создания конкурса классической хореографии, потратив много сил, эмоций и времени, чтобы даже в нынешних условиях суметь его провести. Мы разработали план по всем государственным требованиям и удачно испробовали его на новогоднем отчетном концерте нашей школы.

Жюри конкурса абсолютно независимое. Все профессионалы своего дела и будут оценивать абсолютно честно, как позволяет им их совесть. Я никаким образом не буду вмешиваться в решение комиссии, так как считаю — пускай выиграет сильнейший. А подробности о конкурсе вы можете узнать на нашем сайте.

Беседовал Алексей Краснов