Posted 1 марта 2021,, 15:15

Published 1 марта 2021,, 15:15

Modified 1 февраля, 04:14

Updated 1 февраля, 04:14

«Незнание освобождает зрителя от лишней информации»

1 марта 2021, 15:15
Покупая билет на спектакль, люди часто выбирают модное имя, не разбираясь, что им покажут, считает артист балета Юрий Смекалов.

На Второй сцене БДТ 7 и 8 марта покажут балет «1234». Проект, объединивший хореографов из четырех стран и артистов из пяти театров. О том, как реализовать международный проект в разгар пандемии и в чем главная тайна спектакля, в интервью «Росбалту» рассказал главный идеолог постановки, артист балета Юрий Смекалов.

— Ваш балет «1234» — не просто набор номеров разных хореографов, вы вместе создали единое танцевальное полотно. Это было сложно?

— Для каждого из нас это был вызов. Мы учились слышать и принимать друг друга. Скажу честно: потребовались усилия, чтобы объединить наши идеи. Был и языковой, и культурный барьер — понадобилось почти полгода, чтобы родился спектакль.

Но я точно знаю, что за это время расширилось мое понимание того, как создать атмосферу в зале и работать с танцовщиками. Этого не найти ни в одном учебнике. Мы погружаем зрителей в атмосферу современного танца разных стран и параллельно глубже понимаем ее сами.

Но препятствия остаются не только в творчестве. Мы второй раз показываем «1234» в Петербурге и второй раз выстраиваем сложную логистику: везем артистов из Москвы и Берлина, с поправкой на изменившуюся реальность, будем проводить репетиции с хореографами по зуму.

— Почему именно 4 стала центром спектакля, а не 5 или 10?

— Есть и символические, и достаточно приземленные причины. Сегодня зрителю тяжело смотреть спектакль больше двух актов, поэтому добавлять 5, 8, 12 часть неверно. Тем более неверно сокращать продолжительность части каждого хореографа: им нужно время, чтобы развернуть свой собственный сюжет и по-настоящему проявить мастерство и представить хореографию своей страны.

— С момента создания спектакля никто так и не раскрыл главную тайну: кому из хореографов принадлежит авторство каждой части. Зачем вам эта игра?

— Нам хотелось показать зрителю хореографию разного темперамента, отличающуюся во всем — в использовании ритма, игре с техниками и ассоциациями. Каждый из постановщиков сообщает залу свои эмоции через тело артиста, и эти эмоции во многом определяет среда, в которой вырос хореограф — традиции, обычаи, актуальная культурная и политическая ситуация.

Конечно, в зале будут те, кто отлично разбирается в балете. Эти зрители без труда, я уверен, отличат израильскую школу от немецкой. Но для остальных это новая задача, которая заставит зрителя относится внимательнее к каждому движению и музыкальной фразе, к каждой строчке в программке, даже в наших соцсетях — мы, честно скажу, иногда оставляем там подсказки.

Незнание освобождает зрителя от лишней информации: на него не давят имя и заслуги конкретного хореографа. Сегодня довольно часто происходит так, что популярность или слава автора становятся определяющими. Зритель выбирает модное имя, не разбираясь, хороший ему покажут спектакль или нет. И это касается не только театра.

— Вы уже в третий раз работаете с молодым композитором Бхимой Юнусовым. Почему снова именно он?

— Для каждого спектакля MAD Company я приглашаю композитора, который точно может попасть в концепцию постановки. Здесь нам нужно было очень современное звучание, которые взбудоражило бы каждого из четырех хореографов. Я знал, что именно Бхима может справиться с этой задачей. Он должен был, с одной стороны, учитывать характер и настроение каждого постановщика, но все же создать единое музыкальное пространство для них. Музыка вместе со сценографией и костюмами — это концептуальная рамка, в которой существовал каждый из постановщиков.

— Но вы объединили не только разных хореографов, но еще и танцовщиков — их десять и они представляют совсем разные стили. Потребовался кастинг, чтобы отобрать лучших?

— Нет, конкурс устраивать не пришлось. С каждого из этих артистов я знаю по другим проектам в Большом, Мариинском, Самарском театрах и в «Приюте комедианта». Мне с самого начала было понятно, кто и насколько владеет современной хореографией, насколько харизматичным и артистичным может быть. Их объединяет то, что каждый из них — супер-мастер, владеющий совершенно разными техниками. Это было необходимо, чтобы в одной постановке раскрыть хореографию четырех непохожих друг на друга постановщиков.

Подробнее о спектакле можно узнать здесь.

Беседовала Анна Габышева