Posted 15 марта 2021,, 15:45

Published 15 марта 2021,, 15:45

Modified 30 марта, 12:08

Updated 30 марта, 12:08

«Фестиваль в честь Римского-Корсакова стал мини-министерством культуры»

15 марта 2021, 15:45
Хотя значимость наследия композитора — неоспоримый факт, нужна постоянная актуализация, уверена искусствовед Лидия Адэр.

В Петербурге, Москве и других городах с 18 по 21 марта пройдет общероссийский фестиваль «День Римского-Корсакова». Зрителей ждут концерты, выставки, интеллектуальные игры и другие мероприятия, посвященные великому композитору. Программа нацелена как на знатоков творчества, так и рядовых граждан.

Об истории фестиваля, планируемых активностях, дальнейших планах организаторов и актуальном наследии музыканта рассказала художественный руководитель проекта, старший научный сотрудник Музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова Лидия Адэр.

Первый раз фестиваль состоялся два года назад, в 175-летие со дня рождения Римского-Корсакова. В одном из интервью вы рассказали, что обращались к культурным учреждениям, чтобы те обратили внимание на памятную дату, но отклика не получилось. Отсюда и возникла идея взять все в свои руки и провести фестиваль. Сегодня, по прошествии времени, как вы расцениваете такое решение? Удачным ли оказался первый опыт?

— Он был очень удачным! Мы даже рады, что власти тогда широко не откликнулись — в итоге это дало толчок нашей частной инициативе. Некоторые коллеги теперь нас шутливо называют «мини-министерством культуры», которому удалось сплотить разные учреждения.

Как тогда все прошло?

— Основной площадкой стал Петербург. Организовали концерты при участии лучших солистов города. Открыли четыре сцены: у Консерватории (у памятника Римскому-Корсакову), во дворах Капеллы, на Площади искусств и в Летнем саду. Фестиваль тогда поддержало большое число зрителей.

Опыт оказался настолько успешным, что мы решили расшириться географически, затронуть не только Петербург, но и регионы. Привлекли учреждения в Москве, Московской, Самарской, Псковской, Ленинградской, Костромской, Томской областях, в Ставропольском крае, Башкортостане и Удмуртии. На самом деле, состав участников мог быть даже больше, но пандемия сыграла роль.

География и в самом деле солидная. Изменился ли фестиваль еще и по формату мероприятий?

— Кардинально. Помимо концертов и экскурсий организуем, например, выставки. Две из них в офлайне: в тихвинском Мемориальном доме-музее Римского-Корсакова и Музее-усадьбе композитора в Псковской области. Третья выставка — наш совместный проект с Государственным центральным театральным музеем Бахрушина и Российским национальным музеем музыки в Москве, а также двумя музеями Чайковского в Клину и Воткинске. Проект посвящен «Снегурочке» — не только за авторством Римского-Корсакова, но и Островского, Чайковского. Этакий мультимедийный формат.

Читал программу фестиваля. Кажется, из новшеств — не только выставки?

— Состоятся оперные вечера. Московский театр «Новая опера» с 19 по 21 марта покажет «Царскую невесту» и «Снегурочку» — всего три показа. Планируются и игры, викторины, лекции… Так, в нашем петербургском музее Римского-Корсакова команды посоревнуются в формате квиза. Любой желающий может к нам присоединиться и потягаться в знаниях топонимики, культуры Петербурга. При этом не нужно быть специалистом, чтобы принять участие, так что мы ждем всех.

Это здорово. Было бы обидно, если бы многие люди обошли фестиваль стороной. Все-таки возможна логика: «Элитарное искусство, такое не для меня, да и о композиторе не особо наслышан». Получается, не так важно быть знатоком, чтобы мероприятия пришлись по вкусу?

— Конечно, наша цель — вовлечь как можно больше людей, заинтересовать творчеством и жизнью Римского-Корсакова. Не зря филармонии сегодня преображаются и становятся центром притяжения молодежи. Кстати, в Стерлитамаке 20 марта пройдет музыкально-литературный лекторий «Музыкальные сказки морского офицера» — для семейной аудитории, взрослых с маленькими детьми. На них же рассчитан и фольклорный концерт в Летнем саду Петербурга, в продолжение масленичной темы. Представим таким образом наследие композитора, который много времени посвятил традициям народной культуры.

Расширять аудиторию планируете и за счет онлайна?

— Обойтись без новейших технологий не получится. Уверена, в будущем интеллектуальные игры переведем также в дистанционный формат — синхронно в нескольких городах. Некоторые выставки уйдут в онлайн. Кстати, пандемия дала мощный толчок к тому, чтобы филармонии открыли виртуальные концертные залы. Наш фестиваль в этом году не исключение, обещаем трансляции и записи.

География фестиваля и количество мероприятий, разнообразие форматов впечатляют. Первая эмоция при знакомстве с программой — восторг. Но затем начинаешь размышлять: «А как это все технически организуется?» Не хочу вдаваться в подробности, но, может быть, поделитесь впечатлениями? Наверняка сложно и изматывающе?

— И правда, усилия приложены титанические. К счастью, коллеги в регионах взяли на себя часть нагрузки, организуя мероприятия на местах. Конечно, наш петербургский музей Римского-Корсакова очень активно вовлечен, все-таки ему исполняется пятьдесят лет, и такое событие мы не могли упустить. Работаем в полную силу. Хочется, однако, вздохнуть свободно сразу после фестиваля, но мы понимаем, что не получится — нужно готовиться к следующему году прямо сейчас. Причем если в России, как правило, планы составляются за год, то за рубежом — за два-три года. И нам стоит взять подобный опыт на вооружение и также задуматься, каким будет фестиваль через несколько лет.

А вы планируете вовлекать зарубежных коллег?

— Безусловно. Обратимся к иностранным музеям, оперным залам и филармониям. Расширяем горизонты.

При этом «вздохнуть свободно», полагаю, не получится в том числе потому, что вашему музею исполняется полвека. Каких проектов стоит ждать зрителям уже вне мартовского фестиваля?

— Несколько лет назад мы открыли зал с мультимедийными экспонатами по творчеству Римского-Корсакова, теперь расширяем инициативу, выходим за пределы исключительно музея. Во входной зоне и на лестничном пространстве в рамках совместного с ИТМО проекта появятся два интерактивных комплекса — световые, сенсорные, музыкальные решения, растянутые на целый год. В ноябре откроем выставку «Хрупкое прошлое» с изданием альбома-каталога исторических фотографий.

В середине декабря планируем праздновать сам юбилей со дня рождения композитора. К нам присоединятся лучшие артисты мира. Среди главных гостей хотелось бы выделить сопрано Олесю Петрову. Солистка мировых оперных театров выступит вместе с петербургскими музыкантами.

Давайте подытожим. Цель всех этих мероприятий — популяризировать наследие Римского-Корсакова, и уверен, это получится. И все-таки — для чего? Композитор остается сегодня актуальным?

— Вы задаете ключевой вопрос. Здесь мне хочется вспомнить, как родилась идея фестиваля. Когда проходил юбилей Чайковского, об этом трубили все СМИ, а концерты, посвященные великому классику, прошли на ведущих сценах России, чего не случилось в аналогичный юбилей Римского-Корсакова. Хотя значимость его наследия — неоспоримый факт, нужна постоянная актуализация. Объединив усилия на фестивале, мы показываем, насколько творчество композитора востребовано и привлекает людей самого разного возраста.

Беседовал Никита Строгов