Posted 17 марта 2021,, 16:18

Published 17 марта 2021,, 16:18

Modified 30 марта, 12:07

Updated 30 марта, 12:07

«Одиночество — не тупик, а шанс понять, куда идти дальше»

17 марта 2021, 16:18
Искусство неизбежно связано с безымянностью, а артисты неоднократно должны начинать все с чистого листа, считает артист балета Игорь Колб.

Творческий проект Dance. Dance. Dance возвращается после пандемии: в Александринском театре 22 марта покажут программу SOLO. Главные роли в трех одноактных спектаклях исполнят ведущие солисты Большого театра Кристина Кретова и Игорь Цвирко, премьер Мариинского театра Игорь Колб и семь лучших танцовщиков Москвы. Почему темой вечера станет одиночество и куда движется русский балет, в интервью корреспонденту «Росбалта» рассказал художественный руководитель проекта Игорь Колб.

— Расскажите, как родился проект Dance. Dance. Dance?

— Впервые мы провели проект в 2018 году с тремя премьерами Мариинского театра, Данилой Корсунцевым и Евгением Иванченко. Уже тогда было четкое условие: каждый танцует о том, что сам хотел бы сказать со сцены на данном этапе творческой жизни. Это эксперимент, потому у артиста не всегда есть возможность выбора в плане тематики, репертуара. Даже когда в театре проводится бенефис, окончательные решения принимает руководство. В нашем проекте артист свободен в выборе балетмейстера, музыки, темы и идеи, а наша задача — это организация работы, получение прав на музыку, воплощение идеи… В итоге все прошло успешно, и нам с коллегами из продюсерского агентства Open Art, показалось что имеет смысл продолжить этот проект. На следующий год пришла идея с форматом SOLO.

— Изначально состав участников SOLO выглядел иначе, чем сейчас. Что произошло?

— Да, мы хотели привлечь к постановкам двух совершенно противоположных артистов из разных театров, Большого и Михайловского — Джулиана Маккея и Кристину Кретову. Но началась пандемия, самоизоляция, и проект был приостановлен. За год произошли изменения в жизни каждого из нас — Джулиан переехал в другую страну и сменил театр. Несмотря на то, что его выступление для проекта было готово, границы остались закрыты.

— Как вышли из положения?

— Кристина Кретова осталась в проекте — это будет постановка хореографа Дмитрия Масленникова, известного по танцевальному шоу на одном из телеканалов. Они создали спектакль Monaxia — историю о любви и трагедии в жизни женщины. В балете участвуют Игорь Цвирко из Большого театра и Роман Андрейкин, экс-солист группы современного танца «Балет «Москва».

— Что будет во втором отделении?

— Спектакль «Все пути ведут на Север» — это постановка бельгийского хореографа Карин Понтьес, в 2017 году получившая «Золотую маску» как лучший спектакль в современном танце. Он дважды произвел на меня неимоверное впечатление. Получился невероятный драматический спектакль с отдельными персонажами, монолог в диалоге — удивительная форма, которая единит людей, присутствующих в этом пространстве.

— В третьем сегменте, который называется No name, танцуете вы. Почему такое название? Разве вы No name?

— С хореографом Сашей Челидзе мы делали этот спектакль два года назад. Он о том, как начать все с чистого листа — это тема откликалась нам обоим, совпадая с событиями в нашей жизни. Недавно мы репетировали, и было любопытно посмотреть, повторяется ли то настроение двухгодичной давности. Оказалось, мы опять в поиске, и спектакль оправдан эмоционально и сюжетно. Название No name о том, что я все еще в поиске своего пути. Это мой двадцать пятый сезон работы в театре, и я уже в том возрасте, когда нужно четкое понимание, куда двигаться дальше. Очень сложно найти что-то, что заменило бы жизнь в театре, и если что-то менять, то приходится начинать все заново. И так на протяжении всей жизни: в детстве мы учимся, достигаем каких-то успехов, потом с нуля начинаем говорить о себе в театре, доказывать что-то самому себе, потом снова стоим перед выбором — и тоже с чистого листа. Я считаю, искусство очень связано с этой безымянностью.

— Ключевая тема, объединяющая три спектакля — одиночество. Что для вас одиночество? Это зло или благо для творческого человека?

— С одиночеством сталкивается любой человек, и часто оно означает не тупик, а возможность понять, куда двигаться. Редко кому удается выйти за пределы повседневности и понять что-то главное, ради чего все это. У меня ситуации стрессового одиночества не было, но я находил время выйти и послушать тишину в потоке звуков и дел, радостей и проблем. Этот поток жизни несет нас, и не каждый может найти в себе силы сделать паузу, чтобы зарядиться и двигаться дальше. Пандемия в этом плане сыграла хорошую роль, остановка была вынужденная, но хорошая для осознания, что на самом деле нужно в жизни. Это выдох для того, чтобы вздохнуть снова. Я, к примеру, понял, что все, чем занимался последние пять лет помимо театра — все проекты, взаимодействие с Академией танца Бориса Эйфмана, все это было… временным стартом. Основное еще случится, я в поиске, в пути.

А вам важна реакция зрителя на ваше творчество?

— Человек по ту сторону очень важен для артиста, и несмотря на то, что в SOLO каждый из артистов общается в формате монолога, размышления, мы ждем реакции со стороны зрительного зала. Соцсети сегодня позволяют быть в постоянном контакте с аудиторией — мне часто пишут в Instagram люди из других регионов, никогда не видевшие мои выступления вживую. Для меня соцсети — это не только красивые фото, а дискуссия под ним, не смайлик — а выраженное мнение. Это всегда интересно.

— Расскажите, вы посещаете балетные постановки как зритель? Что зацепило из последнего?

— Я сначала отсматриваю в интернете, чтобы понять, есть ли смысл тратить время, а потом прихожу в театр. Мне интересны творческие решения коллег, я люблю приятно удивляться и вдохновляться идеями, размышлять: а почему мне это не пришло в голову? Любой человек учится всю жизнь. Из последних удивлений — джаз-балет «Щелкунчик» в Эрмитажном театре. Соединить джаз и балет — прекрасная идея. Мне понравилось, как это было сделано сценарно, и композиторские аранжировки отличные. Ребята в этом плане заняли свободную нишу не только в городе, но и в мире, я считаю.

— В одном из интервью пять лет назад вы говорили о том, что русский балет сейчас в стадии стагнации. Что-то изменилось с тех пор?

— Если в мировом балетном пространстве сейчас по ряду причин ничего не происходит, в России такого затишья нет. У каждого желающего что-либо сделать артиста есть возможность реализовать свои идеи, как впрочем и у хореографа. По-прежнему у нас остаются «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», но хочется видеть и другие постановки в новых версиях. В России очень мало авторских театров. К моему сожалению, на ум приходит лишь один — театр танца Бориса Эйфмана. На протяжении такого количества лет Борису Яковлевичу удается по прежнему находиться в поиске, своим творчеством быть интересным публике сохраняя свою индивидуальность.

Беседовала Анжела Новосельцева