Posted 7 апреля 2021,, 14:38

Published 7 апреля 2021,, 14:38

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Финскому заливу намывают погибель

7 апреля 2021, 14:38
Очередные искусственные территории на Васильевском острове в Петербурге обернутся нарушением экосистемы, подтоплениями и гибелью животных, уверены эксперты.

В Петербурге расширяют намывные территории. Очередной проект планируется на северо-западе Васильевского острова. Работы планируют завершить к 2026 году. Компания-застройщик обещает, что намыв на 162,8 га не повредит экологии, но граждане не верят нанятым экспертам. По итогам состоявшихся общественных слушаний в Смольном все 34 участника, подавшие отзыв к проведенной экспертизе, высказались скептически. Петербуржцы переживают за судьбу Финского залива и проживающей в нем живности, а также из-за возможного загрязнения территории. Звучат и требования о моратории на застройку.

Оправданны ли опасения горожан и как очередной намыв изменит экологическую обстановку в регионе?

Ядовитые хвосты

Старожилам памятны времена первого юго-западного намыва Васильевского острова. Тогда, в нулевые, горожане жаловались на те же проблемы: искажение исторической панорамы, заблокированный вид на залив, проблемы экологии. В сети пестрили снимки из космоса — муть от намыва расползалась по акватории на десятки километров, вплоть до Выборга.

«Это снижает прозрачность воды. Растения, водоросли не получают достаточно света, замедляется фотосинтез, снижается выработка кислорода, водная среда становится малопригодной для жизни», — рассказала о последствиях директор экологической организации «Друзья Балтики» Ольга Сенова.

Выборгские рыбаки подтверждали: улов не такой, как раньше. Проблема пришлась как раз на годы работ на намыве.

«Засыпают не мелководье, а прибрежные акватории, которые считаются наиболее продуктивными в биологическом смысле. Они очень важны и как кормовые базы для водной живности. Живой водоем превращается в мертвую чашу. Как следствие — теряется способность к самоочистке, происходит загрязнение, цветут водоросли, в том числе ядовитые», — объяснил директор Центра экспертиз ЭКОМ, кандидат биологических наук Александр Карпов.

Обеспокоенность разделил и начальник научного стационара Нижне-Свирского заповедника в Ленобласти Дмитрий Стариков. По его словам, гибель обитателей Финского залива приводит к утрате источника питания для птиц — кормовой базы нет, пернатые гибнут. Так сокращается биоразнообразие.

Как правило, муть со временем оседает, прозрачность воды восстанавливается, так что через 2-3 года возвращаются в прежнем объеме и водные обитатели. Но Финский залив рискует стать исключением.

«Намывы следуют один за другим, они не только распространяют муть в акватории, но и поднимают со дна осевшие за много лет токсичные вещества, тяжелые металлы, нефтепродукты, фенолы, — отметила Ольга Сенова. — Страдает чистота вод. Купаться в заливе, наверное, мы не сможем еще десятки лет, и рыбные запасы уменьшаются с каждым годом».

Другой момент — риски наводнения в городе. Директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов уверен: когда-нибудь все условия вокруг Финского залива совпадут до такой степени, что чаша акватории переполнится — и виной тому выступят работы на намыве.

«Возможно подтопление центральной части Петербурга, включая историческую. Любой рельеф, который увеличивает время безопасного закрытия дамбы, должен сохраняться. Это стратегический ресурс города. Тем временем идет естественное уменьшение глубин в Невской губе за счет вывоза частиц песка Невой», — добавил Карпов.

Заливу — труба

У опрошенных экспертов есть несколько вопросов к технологии, которой вооружится застройщик. Хорошая новость — южную часть в итоге домывали щадящими методами: сначала часть акватории ограждали, а затем работали внутри лагуны. Если в этот раз будет так же, хвосты мути и взвеси вряд ли выйдут за пределы дамбы. Плохая новость — утечки все равно возможны, уверен Карпов. Важен и сам грунт, используемый для намыва.

«Какова степень сыпучести? Песок или глинистые отложения? Откуда возьмут материал? Все побережье Финского залива представляет огромную опасность. Свалки, целые горы! Нужно задать этот вопрос застройщику, ведь все возможно, — предупредила кандидат химических наук, доцент кафедры гидрологии суши СПбГУ Татьяна Потапова. — Когда мы забетонируем территорию, вредные вещества попадут в грунтовые воды и будут вскрываться на достаточно удаленном расстоянии».

По мнению эксперта, в будущем, когда жилье уже появится на территории, необходимо проследить за системой канализации.

«Новые застройщики, если не заключают договор с „Водоканалом“, спускают сточные воды в залив. Это страшная вещь! Важно узнать, как они оформят канализацию. Здесь важен и другой аспект. Дело в том, что самые загрязненные воды — ливневые, которые стекают с асфальта после дождя. Частично они попадают в канализацию, но частично их смывает потоком в залив. Это может произойти, если не обустроить люки и другие элементы канализации», — объяснила Потапова.

Химик добавила: нередки случаи, когда вода после дождя напрямую попадает в залив, потому что на месте не оборудованы люки и другие элементы. Остается и проблема вывоза строительного мусора с территории.

Эксперты сходятся во мнении, что даже если будут использованы самые безопасные технологии, избежать негативных эффектов не получится. Вопрос в их масштабе.

«Интерес застройщиков понятен, но такой процесс должен когда-то остановиться, — уверена Ольга Сенова. — При такой тенденции залив очень скоро превратится в техническую протоку с мертвой водой, пригодную только для судоходства».

Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.