Петербург - все новости
8 апреля 2021, 17:17
736

«Проблемы даже у детей и бессимптомников»: врач рассказала, как COVID-19 выводит из строя память

© CC0 Public Domain

Пациенты, перенесшие COVID-19, часто жалуются на проблемы с памятью и вниманием. Как рассказала «Доктору Питеру» клинический психолог ПСПбГМУ им. Павлова Мария Мальцева, теряют память даже подростки и бессимптомники. Медик призвала не паниковать и дала несколько советов, как восстановиться.

«Сначала мы отмечали проблемы с памятью только у прошедших через реанимацию и кислородную поддержку. Думали, что это последствия гипоксии — мозг пострадал из-за дефицита кислорода. Но потом, когда пошли более легкие пациенты, многие из которых лечились дома, мы поняли: дело в другом. У коронавируса все признаки нейроинфекции. У меня были даже пациенты, которые перенесли ковид бессимптомно — только тест был положительным, а память все равно пострадала», — отметила Мальцева.

По ее словам, возраст пациента в этом случае не имеет значения.

«Современные дети в принципе плохо запоминают. Если старшее поколение помнит номера важных телефонов, адреса, названия улиц, то поколению гаджетов это не нужно: номера — в телефоне, адреса — в навигаторе, они практически ничего не держат в голове. И это становится еще большей проблемой, если ребенок чем-то заболевает. После COVID-19 у них страдает способность к запоминанию. Называешь им 10 слов и просишь повторить через час — они не помнят 9 из 10. Для пожилого человека это сравнимо с глубокой деменцией. А речь идет о вполне здоровых детях, не двоечниках», — сказала она.

У разных людей страдает различная память: у одних зрительная, у вторых — слухоречевая, у третьих — пространственная. Кроме того, возникают проблемы с вниманием — переболевшим трудно сконцентрироваться.

Причем обе когнитивные функции тесно связаны, так как человек не запоминает то, на чем не фокусирует внимание, подчеркнула врач.

Однако несложные тренировки помогают справиться с ситуацией. Так, Мальцева советует учить стихи и цитаты, чаще считать в уме, ходить по улицам новыми маршрутами, запоминая названия улиц и фиксируя необычные дома и предметы. Также помогает чтение классической литературы, где много сложносочиненных предложений, с деепричастными и причастными оборотами. Помогают тренировать память игры — в слова, в карты, в домино.

Мальцева подчеркнула, что игнорировать проблему нельзя, так как это может привести к более серьезным последствиям.

«Мы не говорим о тяжелых когнитивных нарушениях, когда требуется госпитализация и лекарственная терапия. Речь о пациентах, которых выписали после болезни и которые могли сразу не заметить какие-то неприятные изменения. Как они обычно обнаруживаются? Человека начинает раздражать, что он начинает все делать слишком медленно, часто отвлекается, забывает, куда шел или где оставил ключи. Как правило, легкие нарушения сопровождаются фоновым раздражением. Если оно есть и ассоциируется с забывчивостью, надо действовать — после простых тренировок все проходит. Но не стоит ждать, пока само как-нибудь пройдет. Человек испытывает стресс из-за проблем с памятью, а чем выше стресс, тем хуже запоминается. Получается замкнутый круг, который в итоге может закончиться тревожным расстройством», — заключила психолог.