Под покровом ночи: как исчез исторический вокзал в Токсово

Реконструкция уникального здания 1916 года постройки обернулась сносом.


Достаточно было снять сайдинг и дойти до исторических деревянных конструкций, чтобы понять, что вокзал жизнеспособен, считает эксперт. © Фото Vlad Valery

Градозащитники несколько лет боролись за исторический вокзал в Токсово, но спасти здание 1916 года постройки не удалось. Объект снесли, а на его месте планируют каркасно-щитовую коробку. Судебные разбирательства, однако, продолжаются: активистам предстоит добиться увольнения чиновников, давших зеленый свет «реконструкции». По-видимому, безнаказанным останется бизнес, заинтересованный в новоделе.

Спешная работа

Приближающуюся в Токсово «Ласточку» встречает вокзал, окруженный металлическим бордовым забором. На территорию не пускают, касса теперь размещена в вагончике снаружи. Вокруг бегают рабочие в касках и желтых жилетах.

«Какая-то реконструкция. Вон, посмотрите информационный щит», — объясняет стоящая рядом женщина.

© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

Действительно, все официально — намечено «благоустройство». Новое здание, если всматриваться в фотографию на заборе, выйдет наверняка симпатичнее. Во всяком случае в нынешнем варианте вокзал с его временным пластиковым сайдингом явно не радует глаз. Экскаваторы активно сдирают облицовку, половины крыши уже нет. Рабочие бегают и громко кричат. Явно спешат.

Таким выдалось утро 23 апреля. Меньше чем за сутки здание снесут.

«Плохая пародия»

Токсовский вокзал построили в 1916 году финский архитектор Урхо Пяллия и гражданский инженер Николай Потехин. Внутри здания, выполненного в стиле «Северный модерн», проводили перепланировки, косметический ремонт, меняли обшивку, но глобальных перестроек объект не встречал и спокойно пережил свой век. По какой-то случайности деревянный вокзал не попал в реестр культурных объектов, а значит, не получил охраняемый статус. Это и позволило инициировать реконструкцию — областной профильный комитет одобрил проект, Минстрой выдал разрешение, а собственник, местный филиал РЖД, нанял подрядчика.

Градозащитники напоминали: вокзал переправлял солдат в войнах XX века. Здесь также депортировали в Сибирь ингерманландских финнов. Отмечен объект и в стихах, прозе. Пассажирами были Анна Ахматова, Александр Грин, Даниил Хармс и другие известные деятели культуры. Неподалеку отдыхали Нобелевский лауреат Иван Павлов, будущий патриарх Кирилл и президент Владимир Путин.

За счет шумихи и давления на власти активистам удавалось спасать знаковое здание, но в середине марта 2021 года работы возобновились. По мнению экспертов, речь шла не о реконструкции, а сносе здания и постройке на его месте «плохой пародии» — каркасно-щитового объекта.

В сердце сайдинга

Основной спор между собственниками и градозащитниками вышел не вокруг исторической ценности здания, а его состояния. В РЖД уверены: ветхий вокзал не отвечал требованиям транспортной безопасности, санитарным и противопожарным нормам. Активисты, однако, не согласны.

«В июне 2020 года мы произвели натурное обследование и вскрытие, которое позволило добраться до исторической конструкции здания. Мы нашли подлинный сруб, находящийся в хорошем состоянии. Ничего удивительного здесь нет, потому что РЖД и их предшественники всегда хорошо заботились об объекте и содержали его, — отметил архитектор-реставратор Олег Кузеванов, член рабочей группы ИКОМОС по вопросам выявления объектов культурного наследия и по вопросам проектирования на объектах культурного наследия. — Приходилось спасать деревянные здания и в гораздо более серьезном состоянии. И мы все равно их спасаем, есть отработанные меры, которые позволяют это сделать».

© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов

Эксперт уверен: достаточно было снять сайдинг и дойти до исторических деревянных конструкций, чтобы понять, что вокзал жизнеспособен. Внутренние же документы РЖД никогда не подтверждали аварийный статус здания, добавил Кузеванов. С ним согласился и член президиумов Петербургского и Ленинградского областного отделений ВООПИиК Михаил Мильчик.

«Деревянный вокзал — один из последних, если не последний на железной дороге здесь. Часто бывает, что постройка рядовая или даже типовая. Но когда исчезают все подобные постройки, она становится уникальной. Она фиксирует целый этап в истории железной дороги, петербургской губернии, Ленинградской области. Здание становится чрезвычайно ценным, даже если бы мы не фиксировали архитектурных достоинств. Хотя здесь они выявлены!» — заявил Мильчик, по совместительству ведущий научный сотрудник Сектора деревянного зодчества НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства.

Под покровом ночи

Вокзал снесли к утру 24 апреля. По мнению градозащитников, в результате собственники автоматически признали свою неправоту, ведь работы ускорились сразу после шумихи в СМИ.

«Обнажившийся сруб легко было идентифицировать как подлинный 1916 года. Если бы он был перестроен в 1950-1960-х годах, то могли бы его предъявить при свете дня и показать всем свою правоту. А решили снести быстро техникой ночью», — возмутился в соцсетях Кузеванов.

Единственным спасением мог бы стать судебный иск к Минстрою, который подали активисты. Как следует из документов, поступивших в распоряжение «Росбалта», планировалось не только признать незаконным выданное разрешение на строительство, но и приостановить подрядные работы на время разбирательства. Заявление поступило в Калининский районный суд Петербурга, но не было рассмотрено — снос здания опередил обстоятельства. Параллельно разворачивается другая тяжба — судье предстоит выяснить, правомерно ли региональный комитет отказал во включении вокзала в перечень выявленных объектов культурного наследия.

«Заседания идут, мы собираемся и дальше бороться. По крайней мере это позволит наказать чиновников, чтобы они были уволены», — объяснил краевед, координатор группы по сохранению культурного наследия Токсово Дмитрий Сергеев.

Интересанты сноса

Историческое здание снесено, но не спала волна общественного возмущения. Жители Токсово, Петербурга и других населенных пунктов продолжают участвовать во флешмобе: фотография напротив того или иного вокзала, плакат в руках и гневное обращение к чиновникам в соцсетях, почему объект не удалось спасти.

Фото предоставил Дмитрий Сергеев

Ответ на этот вопрос очевиден, считает активист организации «Токсовские озера» Андрей Гончаров. По его мнению, интерес в появлении нового вокзала может быть у собственников: на одни только подрядные работы выделено более 70 млн рублей, и сохранить историческое здание означает, что придется расстаться с вложениями. Полноценная реставрация вышла бы дороже. Другой момент — бизнес на прилегающей площади, застраивающий территорию ТЦ и ларьками.

«Так, один муниципальный депутат скупил здесь земли. Если бы вокзал признали историческим объектом, территория вошла бы в охранную зону и здесь ничего нельзя было бы размещать», — предположил Гончаров.

Руководству РЖД, федеральным и региональным чиновникам, депутатам предстоит ответить на десятки писем, которые высылают градозащитники и местные жители. Но вернуть вокзал уже не получится — реконструкция обернулась сносом. На месте разобранного здания ютится символический мемориал — желающие подносят цветы и свечи.

Никита Строгов


Читайте также В Ленобласти заметили свалку из остатков снесенного вокзала в Токсово

В Сургуте уволили критиковавшую чиновника директора театра