Posted 26 апреля 2021,, 15:07

Published 26 апреля 2021,, 15:07

Modified 30 марта, 11:50

Updated 30 марта, 11:50

История вечного двигателя: фонтанам Петергофа исполняется 300 лет

26 апреля 2021, 15:07
В музее рассказали, как пережили пандемию и чего ждут от нового летнего сезона.

Летний сезон в Петергофе стартовал 24 апреля под знаком двух юбилеев. 300 лет исполняется легендарной водоподводящей системе фонтанов, столько же — петергофским вольерам с лесными и экзотическими птицами.

Как спустя год пандемии запускали фонтаны? Сколько туристов ожидает русская Версалия и как изменится ценовая политика ГМЗ «Петергоф»? Подробнее — в фоторепортаже корреспондента «Росбалта».

Вечный двигатель

«У каждого из нас — свои приметы и „фишки“, — рассказывает фонтанный мастер Александр Корсаков. — Например, с какой стороны начать крутить задвижку, какую руку первой положить на фонтанный ключ…».

От хитрых примет, верят мастера, зависит слаженная работа всей фонтанной команды Петергофа, насчитывающей 22 человека. Рабочий день у них начинается с запуска: каждый сотрудник занимает определенную точку, и по команде все синхронно поворачивают фонтанные ключи. В течение дня струи необходимо регулировать — каждая управляется отдельным вентилем, который позволяет опускать или поднимать поток воды, чтобы добиться идеальной геометрии. Первый запуск Большого каскада в этом году прошел удачно — мощная струя центрального фонтана «Самсон» вырывается в небо на 20 метров.

Водоподводящая система Петергофа питает все 150 фонтанов уже три столетия — эксперты называют ее гениальным памятником инженерной и технической мысли XVIII века. Систему образуют 18 прудов, 12 каналов протяженностью 40 км, 10 ручьев и рек, многочисленные мосты, дамбы и шлюзы. Уникальность же ее в том, что вода течет за счет естественного перепада высот между Ропшинской возвышенностью и уровнем Верхнего и Нижнего парка — не требуются даже насосные станции. Ежедневно фонтанная система Петергофа пропускает около 100 тыс. кубометров воды, а в секунду расход всех фонтанов составляет 900 литров.

«От гидрологической ситуации и наполненности озер наверху мы не зависим, — объясняет Александр Корсаков. — У нас никогда не было засухи — воды всегда более чем достаточно. Проблема скорее в том, куда ее деть, через какие фонтаны пустить».

Как же была найдена эта уникальная локация? По легенде, Петр I своими глазами увидел бьющие из земли источники, и ему пришла мысль заложить русскую Версалию именно здесь, а не в Стрельне. На самом же деле все было иначе, уверена гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая.

«Наверняка специалисты искали эти источники очень долго. Ведь Петр I хотел строить русскую Версалию в Стрельне, но строительство водовода там стоило бы огромных денег. Для казны это стало бы непосильным бременем, ведь в то время еще шла Северная война. И тогда правителю помог его величество случай. Петр I мечтал о создании вечного двигателя, и эта мечта воплотилась в петергофской фонтанной системе. Вы только сравните: фонтаны Версаля работают два раза в неделю по четыре часа, а фонтаны Петергофа — по 16 часов каждый день!»

И зеленый попугай

На фоне юбилея петергофского водовода годовщина птичьих вольеров выглядит куда более скромно, но тоже заслуживает внимания. Традицию содержания птиц в Петергофе также заложил Петр I. В 1721 году по проекту архитектора Николо Микетти неподалеку от дворца Монплезир появились два птичника, облицованные туфом, ракушками и черной изгарью.

«В XVIII веке птичники и декоративные вольеры вошли в моду, — рассказывает Анастасия Хижова, ведущий специалист по сохранению и изучению объектов животного мира Петергофа. — Петр I был неравнодушен к живой природе и заводил особенно дорогих птиц и животных, чтобы удивить публику и показать свой статус. В Петергоф привозили небольших обезьян и экзотических пернатых — в архивах, к примеру, мы находим упоминания об индийском и зеленом попугае».

В летнее время в западном вольере в клетках держали соловьев, дроздов, чижей, зябликов, снегирей, канареек и других певчих пташек. В восточном же обитали попугаи из Америки, Азии и Африки. Сегодня коллекция Петергофа насчитывает больше 40 видов лесных и экзотических птиц.

Увы, в апреле повидать их не удастся: до июня теплолюбивые пташки проживают в зимних вольерах Александрии. Пока же у пруда между распускающихся цветов вальяжно прогуливаются лебеди-шипуны, канадские казарки и белолобые гуси.

В ожидании пяти миллионов

В 2019 году Петергоф принял 6 млн 300 тыс. посетителей, а вот минувший сезон выдался непростым — количество посетителей из-за пандемии упало в шесть раз. Большой петергофский дворец не работал 184 дня, малые петровские дворцы так и не открылись, а фонтаны действовали чуть больше трех месяцев. Все это сильно отразилось на доходах музея — внебюджетная часть доходов упала на 80%.

«Без поддержки Минкульта и правительства мы бы не выдержали. Хотя мы привыкли жить на свои средства — зарабатывали столько, что внебюджетная составляющая и бюджеты находились в пропорции 70% на 30%, 80% на 20%», — отмечает Кальницкая.

Посткоронавирусная реальность тоже диктует свои условия. В парке появились автоматы с масками и перчатками, а количество людей в группах из-за противоэпидемических мер пришлось сократить, и экскурсоводов теперь иногда не хватает. Что касается ценовой политики Петергофа, по большей части она не изменилась. Дети до 16 лет все также смогут посещать парк бесплатно, а вот жителям Петергофа и Ораниенбаума это станет недоступно. Взамен им предоставили льготные абонементы на 10, 20 и 30 посещений, скидка при покупке 30 посещений составит 60%. Как объяснила директор, после пандемии Петергоф нужно содержать всем миром.

«Но в этом сезоне мы надеемся наверстать. Петергоф работает по госсзаданию, и в этом году нам поставили план в 5 млн туристов. Приличная цифра, учитывая, что иностранных туристов в России по-прежнему мало. Но мы надеемся, что город поможет нам с рекламой, ведь музеев в Петербурге много. С другой стороны, каждый, кто приезжает в Северную столицу, Петергоф вниманием не обойдет, его энергетика — абсолютна».

Анжела Новосельцева