Posted 11 сентября 2021,, 07:55

Published 11 сентября 2021,, 07:55

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

«С военной силой они обожглись»: политолог Шариков заявил о провале зарубежных кампаний США после теракта 11 сентября

11 сентября 2021, 07:55

Политика национального строительства, взятая за основу Америкой после теракта 11 сентября 2001 года, оказалась провальной, считает ведущий научный сотрудник института США и Канады РАН Павел Шариков. В разговоре с корреспондентом «Росбалта» эксперт предложил рассмотреть вопрос о последствиях трагедии в двух измерениях — внутреннем и внешнем.

«Если анализировать внутреннюю американскую политику, то, я думаю, администрация Буша очень резко тогда отреагировала, многие действия носили во многом эмоциональный характер. Рассуждая с холодным умом сегодня, могу сказать, что эти действия были даже чрезмерны. „Патриотический акт“, если помните, давал совершенно безумные полномочия спецслужбам, создавалось новое министерство и так далее. Обама потом многие решения откатил, и политика, на мой взгляд, стала более умеренная — все равно жестче, чем в девяностые, но мягче, чем при Буше», — отметил Шариков.

В анализе внешней политики эксперт напомнил о тезисах академика Сергея Рогова.

«К моменту теракта Америка стала очень могущественной страной, и это могущество основывалось в том числе на военной силе. Когда же по итогам 11 сентября 2001 года США инициировали две гигантские военные кампании, то уже к концу второго периода администрации Буша стало понятно, что произошло некое перенапряжение сил и что такая гигантская военная машина не способна решать политические вопросы», — рассказал эксперт.

По его наблюдениям, хотя ситуация с Ираком еще неясна, но опыт вывода войск из Афганистана показывает, что оказалась провальной кампания государственного строительства Nation-building.

«Считалось, что, если придут американцы и учредят государственные институты, то они будут работать независимо от социокультурных и других исторических факторов даже в такой стране, как Афганистан, которая, как мусульманская, совсем иная по менталитету. Сейчас афганский сюжет показывает, что стратегия не работает. Впрочем, хотя Байден и заявил, что больше не будет заниматься нацстроительством, все равно, я думаю, продолжится влияние через внешнеполитические инструменты. Хотя и понятно, что с военной силой они обожглись. И каким образом сегодня решать не военные, а политические задачи, активно думают американские идеологи», — отметил Шариков.

Он уверен, что нельзя прогнозировать, как сегодня действовали бы Штаты, случись в стране теракт такого же масштаба, как 20 лет назад.

«Национальная реакция была бы в любом случае, с учетом того, что эффект от 11 сентября был во многом от чудовищной картинки, которую крутили по всем каналам. Сейчас, представляете, такая картинка в миллион раз чаще распространялась бы в YouTube, Instagram и других социальных сетях. Конечно, эмоции были бы сильнее, но какой была бы государственная реакция, это вопрос из разряда гаданий на кофейной гуще», — подытожил научный сотрудник РАН.

Напомним, трагедия произошла ровно 20 лет назад, 11 сентября 2001 года.