Posted 29 сентября 2021,, 13:39

Published 29 сентября 2021,, 13:39

Modified 30 марта, 08:27

Updated 30 марта, 08:27

Можно ли спасти ребенка от рака?

29 сентября 2021, 13:39
Первые симптомы онкологии довольно легко спутать с другими заболеваниями, а программы скрининга несовершеннолетних не предусмотрены.

Рак редко поражает детей, а шансы выжить заметно выше, чем у взрослых. Науке известны конкретные заболевания, их симптомы, течение и методики лечения. Но главное остается тайной: почему опухоли поражают несовершеннолетних?

Насколько распространены детские опухоли?

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно диагноз ставят 400 тыс. детей и подростков до 19 лет, что составляет 10,8% в пересчете на общую заболеваемость среди всех возрастных групп.

Последние публикации Росстата фиксируют, на первый взгляд, тревожную тенденцию. В 2020 году в России под диспансерным наблюдением состояли 28,8 тыс. несовершеннолетних, тогда как десятью годами ранее показатель равнялся 17,9 тыс. Каждый год отмечался прирост на 1-2 тыс. больных по сравнению с предшествующими двенадцатью месяцами.

Почему у детей возникают опухоли?

Этим же вопросом задаются ведущие ученые мира, но ответ пока не найден. Можно лишь говорить о некоторых факторах, повышающих риски, например, инфекции ВИЧ, вирусе Эпштейна-Барр и малярии, отмечают в ВОЗ.

Нельзя списывать со счетов и генетическую предрасположенность. Однако, как выяснила команда американских исследователей, только 8,5% больных несовершеннолетних изначально предрасположены к онкологии.

Заведующая амбулаторно-консультативным отделением Петербургского онкоцентра Нуринисо Хамдулоева отмечает, что заболеваемость детскими опухолями, как правило, не зависит от факторов внешней среды, потому что ребенок не успевает подвергнуться негативному воздействию, в отличие от взрослого человека. «В большей степени стоит говорить о влиянии спорадических и наследственных мутаций, распространенность последних в популяции относительно стабильна», — подчеркнула кандидат медицинских наук.

Можно ли предотвратить рак?

Если взрослые могут вести здоровый образ жизни, избавиться от вредных привычек, а значит, снизить риски, то детей рекомендация не убережет: к своему возрасту они еще не успевают, как правило, нанести заметный вред организму.

«Чем дольше человек живет, тем больше шанс случайной поломки и тем дольше на него воздействуют вредные факторы. В итоге чем ты старше, тем выше шанс возникновения некоторых опухолей», — рассказала Нуринисо Хамдулоева.

Отсутствуют и сведения, подтверждающие роль плохой экологии в развитии детских опухолей, утверждают в американские исследователи. Таким образом, крайне маловероятно, что родители и сами несовершеннолетние могут что-либо сделать.

Какие онкологические болезни поражают несовершеннолетних?

Чаще диагностируют опухоли кроветворной системы — лейкозы и лимфомы составляют около 50% от всей детской онкологии, следует из данных Минздрава России. Следом идут опухоли головного мозга (25%) и эмбриональные опухоли (25%): нейро-, нефро-, гепатобластомы и опухоли костей.

Болезни поражают несовершеннолетних в разном возрасте. Так, нейробластомы, возникающие из перерожденных эмбриональных клеток, диагностируют в основном у новорожденных и грудничков, а опухоль Вильмса, бьющая по почкам, наблюдается у детей до пяти лет, рассказала профессор, заведующая детским онкологическим отделением Петербургского онкоцентра Маргарита Белогурова. Медуллобластома, вид рака мозга, поражает ребят от пяти до восьми лет, привел другой пример заведующий поликлиническим отделением СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер» Александр Алборов.

«Если у взрослых преобладают опухоли из эпителиальной ткани — карциномы, то есть рак, то у детей наиболее часто возникают опухоли из соединительной ткани — саркомы и тератомы», — подытожила доктор медицинских наук Маргарита Белогурова.

В СМИ пишут, что в последние годы детей все чаще поражают «взрослые» виды опухолей. Правдивы ли заявления?

Не совсем. В общем и целом рак не молодеет — развивается диагностика, а потому статистика среди детей и молодых людей показывает более весомые цифры, чем в прежние годы (подробнее об этом читайте здесь). Однако «взрослые» опухоли действительно в редких случаях могут поражать несовершеннолетних.

Маргарита Белогурова привела несколько примеров из практики. Так, рак молочной железы выявили у семилетней девочки, а липосаркома с очагом в ягодице поразила десятилетнего ребенка. Оба заболевания, как правило, встречаются среди людей старше 40 и 50 лет соответственно.

Можно ли выявить опухоль у ребенка заранее, когда симптомы еще не дают о себе знать?

Если семейный анамнез упоминает случаи рака, то детям необходимы регулярные медицинские осмотры — так проверяют группу риска. В ином случае, когда речь не идет о наследственности, заранее предупредить болезнь невозможно. Сегодня не действуют широкие программы скрининга среди детей без симптомов, в отличие от взрослых. Для последних предусмотрены регулярные медицинские наблюдения, но потому, что шансы появления опухоли с возрастом гораздо выше.

Какие симптомы могут насторожить?

Рак у детей распознать сразу нелегко. Ранние симптомы опухоли легко спутать с признаками других болезней. Несовершеннолетние часто хворают и получают травмы, а потому, к примеру, синяки, необычные шишки, головные боли могут проскользнуть незамеченными.

Среди других настораживающих симптомов, которые выделяют врачи, упоминаются необъяснимые лихорадка, бледность, утомляемость, кровотечения, постоянная боль в одной части тела, хромота, перемены в зрении или весе. Скорее всего, это свидетельство другой болезни, но не стоит пренебрегать визитом к медикам.

«Диагностировать онкологию в молодом возрасте, скорее всего, тяжелее, потому что врач не всегда ее ожидает — опухоли в этой возрастной группе встречаются редко», — рассказала Нуринисо Хамдулоева.

Эксперт назвала и положительный момент: перемены в здоровье детей и подростков чаще бросаются в глаза, чем у взрослых, которые с возрастом нередко игнорируют «обыденные» симптомы. Главное — проявлять сознательность и не медлить.

«В моей практике был молодой человек 15-16 лет с опухолью яичка. Вы не поверите, оно был размером с детскую головку. Видимо, не очень болело, росло и росло, а дойти до врача было не так нужно», — привела пример Маргарита Белогурова.

Ребенку поставили онкологический диагноз. Насколько вероятно, что он излечится?

Еще в середине XX века борьба с болезнью не могла похвастаться успехами. В 1960-е годы только 20-30% детей успешно проходили лечение. Сегодня же показатели достигают 80%. Во всяком случае речь идет о развитых странах с хорошей медициной, уточняют в ВОЗ. Таким образом, в зоне риска находятся выходцы из африканских и некоторых азиатских стран: Зимбабве, Конго, Афганистана и других.

Россия в список уязвимых не включена. Как утверждают в Минздраве, выживает более 85% несовершеннолетних.

«В общем и целом дети лучше отзываются на лечение, чем взрослые», — рассказала Маргарита Белогурова.

Если ребенку диагностировали опухоль, находятся ли в зоне риска члены семьи?

Да, в том случае, если болезнь носит наследственный характер. На это могут указать другие случаи рака в семье, утверждают в Национальном институте рака США. Возможно, стоит обратиться к врачам-генетикам для проверки.

Как лечат несовершеннолетних?

Детский организм выносливее, чем у взрослых, а потому на практике врачи применяют большее число препаратов с более высокими дозировками.

«Химиотерапия — это не единственный способ лечения рака. Помимо нее в рамках лечения одного пациента могут применяться совершенно разные варианты лечения: лучевая терапия, иммунотерапия, хирургическое лечение и трансплантация стволовых клеток», — отмечают в Минздраве.

После лечения детей ждут регулярные осмотры у врачей, чтобы следить за последствиями перенесенных процедур. Так, лучевая терапия в области груди может привести к проблемам сердца и легких. Наблюдение у медиков позволит также вовремя заметить, не возвращается ли болезнь.

Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.