Posted 30 сентября 2021,, 10:29

Published 30 сентября 2021,, 10:29

Modified 30 марта, 08:27

Updated 30 марта, 08:27

Петербург готов к мусорной реформе?

30 сентября 2021, 10:29
Город наконец определился с единым региональным оператором. Эксперты опасаются, что под ударом окажутся частные переработчики отходов.

До старта мусорной реформы в Петербурге остается ровно три месяца, и город наконец определился с единым региональным оператором. Статус ответственного за обращение с твердыми коммунальными отходами получила компания, созданная для реализации единой политики по обращению с отходами города и области.

Будет ли он сортировать и перерабатывать мусор? Удастся ли выжить частным заготовителям вторсырья или монополист не пощадит уже отлаженную в городе систему раздельного сбора?

Зачем нужна реформа и регоператор

Мусорная реформа, в рамках которой услуга по вывозу мусора становится коммунальной, идет в России уже несколько лет. Городам федерального значения — Москве, Севастополю и Петербургу — предоставили отсрочку, которая заканчивается 31 декабря этого года. Официальные задачи реформы — создать новую прозрачную отрасль, сделать ее привлекательной для инвесторов и снизить негативное воздействие на окружающую среду.

При этом область обращения с отходами монополизируется: в каждом регионе назначается единый ответственный, который контролирует всю систему обращения с ТКО.

«По сути, это передел рынка, — уверена руководитель движения „РазДельный сбор“ Татьяна Нагорская. — Была ли изначально необходимость в таких регоператорах — большой вопрос, ведь внедрять нововведения можно и без монополий. Понятно, что легче управлять и контролировать, когда за все несет ответственность одна организация, но развития в таком случае не будет».

И, как показала практика в других регионах, несмотря на обещания регоператоров нанимать компании малого и среднего бизнеса, передел рынка действительно произошел. Частные компании вытеснили, и они были вынуждены свернуть бизнес. По мнению Нагорской, отрасль становится все менее прозрачной, а ведь это гигантский рынок ежегодный объем которого оценивается в районе 200 млрд рублей в год.

В Петербурге таким монополистом стала компания, с которой Смольный заключил договор на 10 лет. Ее создали в январе этого года в рамках соглашения о сотрудничестве и обмене опытом в сфере обращения с отходами между правительствами Петербурга и Ленобласти и рядом компаний, которые выступили в качестве учредителей.

Как указывается на сайте регоператора, в его задачи входит разработка единой концепции обращения с отходами, а потом — создание объектов мусороперерабатывающей инфраструктуры (комплексов сортировки и переработки отходов). Также он займется внедрением инноваций в области охраны окружающей среды и созданием системы взаимодействия между всеми участниками цепочки сбора — вывоза — переработки и утилизации ТКО.

А в первую очередь, как сообщили в компании, понадобится заключить договоры на обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов с отраслевыми предприятиями, а также с перевозчиками на вывоз ТКО.

«Завершающим шагом должно стать утверждение профильным комитетом тарифа, на основании которого будут заключены договоры с потребителями», — объяснили в компании.

Что с раздельным сбором

Свою позицию по раздельному сбору представители оператора озвучили на экологическом бизнес-завтраке, который 21 сентября организовал городской комитет по природопользованию.

«Нужно понять, что не всегда желание быть максимально экологичными может быть реализовано по части экономики. Иногда в рамках одного домохозяйства это целесообразно, а в масштабах района нет», — подчеркнула пресс-секретарь компании Дина Койрес.

На завтраке она пообещала, что регоператор постарается сохранить существующую инфраструктуру раздельного сбора в Петербурге, которую создали энтузиасты-частники без каких-либо госсубсидий. О двухпоточной системе разделения мусора (бак со смешанными отходы и бак со всеми фракциями вторсырья вперемешку), как в Москве, речи пока не идет, заверила Койрес.

Эксперты, впрочем, уверены, что такая двухпоточная система для Петербурга — это шаг назад, учитывая, что многие жители уже давно делят мусор, как минимум, на бумагу, стекло и пластик. Что же касается частных заготовителей, появление монополиста не беспокоить их не может.

«Налицо конфликт интересов — регоператор приходит на рынок ТКО и автоматически считает все отходы своими, работая по тарифу, который назначает орган региона. А тариф, в свою очередь, рассчитывается исходя из логистических схем, вывоза, захоронения… И если частные заготовители будут пытаться собирать, к примеру, пластик, регоператору это будет невыгодно. Регоператоры вообще не должны заниматься РСО, ведь у заготовителей цель — собрать чистое вторсырье, а у него — просто вывезти его любым способом. Все частные проекты сейчас под угрозой», — объяснила Татьяна Нагорская.

А там недалеко и до народных протестов. Недавно жители одного из жилых комплексов в Приморском районе Петербурга возмутились из-за исчезновения со двора контейнеров для вторсырья. Это произошло после расторжения договоров управляющих компаний с частным заготовителем. Жители начали собирать подписи, чтобы вернуть баки на свои места и даже организовали две экскурсии: на сортировочные станции к старому и новому оператору, чтобы сравнить подходы.

Выводы оказались неутешительными: оказалось, новая компания не только сваливает в одну кучу вторсырье, которое люди заботливо сортируют и моют у себя в квартире, но и смешивают его с ТКО, впоследствии заново сортируя у себя на станции.

«Продавать грязное и спрессованное сырье — их способ зарабатывать деньги, поскольку все собранные фракции они продают в другие регионы России. Но через конвейерную ленту проходит огромный объем мусора, из него физически невозможно достать все сырье, пригодное для переработки. Большая часть отходов отправляется на полигон, несмотря на усилия сотрудников, — объясняет местная жительница Юлия Равковская. — Тяжело наблюдать, в каких условиях работают люди, вынужденные вручную разгребать вонючие горы отходов, пытаясь достать более-менее пригодные для будущей продажи фракции мусора».

Будет ли мусоросжигание

В Смольном, как и представители оператора, неоднократно заявляли, что прямого мусоросжигания не будет — в отличие от производства RDF-топлива.

«Ничего хорошего в таком топливе нет, ведь его где-то все равно будут жечь. В лучшем случае это будут цементные заводы, но обычно, когда его много, им топят местные котельные. Тогда круг замыкается, и от этой зависимости уйти сложно. Зачем разделять вторсырье, заморачиваться с упаковкой, если из всего можно сделать топливо и сжечь? Это быстрое и легкое решение. Но мало того, что это вредно и дорого — так еще и не позволяет развиваться в правильном направлении. Чиновники в итоге сами станут заложниками этой системы, а регоператоры начнут диктовать свои условия местным властям, требовать дополнительных субсидий, к примеру», — объяснила Татьяна Нагорская.

Шанс сделать все более грамотно, чем в других российских регионах, у Петербурга все же есть — если власть будет действовать в соответствии с иерархией управления отходами. А она выглядит так: предотвращение образования отходов, повторное использование и — на последнем месте — захоронение и сжигание. И сама специфика мегаполиса, в котором нет полигонов, уверена Нагорская, подталкивает к поиску более смелых решений для предотвращения образования отходов и других амбициозных задач.

Эксперты также уверены, что количество игроков на рынке должно увеличиваться, и именно в этом залог стабильной и устойчивой системы. Пока же остается надеяться, что новый регоператор сможет посмотреть на отрасль шире, а не с одной лишь точки зрения сиюминутной экономической выгоды.

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Анжела Новосельцева