Posted 1 октября 2021,, 07:41

Published 1 октября 2021,, 07:41

Modified 30 марта, 08:27

Updated 30 марта, 08:27

В арт-пространстве mArs открывается выставка художника-декоратора Мариинского театра «За кулисами»

1 октября 2021, 07:41

В арт-пространстве mArs (Марсово поле, 3) в понедельник, 4 октября, в 18:00 состоится открытие персональной экспозиции Петербургского живописца и художника-декоратора Мариинского театра Николая Гавриленко «За кулисами». Выставка пройдет в рамках проекта «Новые передвижники» и будет доступна для посещения на протяжении трех недель.

Николай Гавриленко родился в 1953 г. в деревне Дачное под Красноярском. Свой путь в искусство он начал совместно с братом-близнецом, Петром Гавриленко, уже получившим неофициальный, но меткий статус «патриарха томского авангарда». Вместе братья и учились. В 1972 г. Николай закончил красноярское училище им. В.И. Сурикова, и тогда для него сразу стало понятно, что ничем другим кроме живописи он заниматься не хочет.

Ленинград встретил художника неожиданными препятствиями. Несмотря на то, что выпускная работа Николая Гавриленко была лучшей на его курсе, работы творческого, свободного плана, которые он представил при поступлении в Академию Художеств, произвели на комиссию эффект «удара серпом по нервам». Это не удивительно, ведь в то время отчисляли за любые следы импрессионизма в искусстве. Николаю хотелось жить в Ленинграде, учиться, посещать музеи и выставки. На следующий год он поступил в Мухинское училище по направлению «Общий дизайн» и в 1981 г. выпустился с дипломом.

После выпуска художник связал свою судьбу миром неофициального ленинградского искусства. Его приняли в ТЭИИ — товарищество экспериментального изобразительного искусства, к которое входило 9 художественных групп: Инаки, Алипий, Летопись, 5/4, Митьки, Остров, новые художники, Некрореалисты и Тир. В период 1982–1990 гг. Николай Гавриленко участвовал в групповых выставках ТЭИИ и являлся членом товарищества вплоть до самого его распада за ненадобностью: противостояние официального и неофициального искусства больше не существовало. Многие художники эмигрировали в Германию, США, Израиль. Николай Гавриленко остался в России, а в его творчестве произошел неожиданный поворот.

При том, что Николай Гавриленко никогда не был любителем и знатоком театра, оперы и балета, именно с этим миром ему предстояло связать свою творческую жизнь. Все началось с создания декораций для кремлевского мероприятия — инаугурации Бориса Ельцина. Работы выполнялись в Петербурге, а затем перевозились в Москву. Через три года ему предложили работу в Мариинском театре — сначала на договорной основе, а затем в качестве штатного сотрудника. У Николая Гавриленко, как у художника-декоратора, появилось много сложных и интересных в плане живописи, графики и цвета проектов. Среди них — совместная с Михаилом Шемякиным работа над «Щелкунчиком» и балетные постановки Тициано Санти.

Несмотря на постоянную занятость в театре, Николай Гавриленко не оставляет занятия живописью, он продолжает писать в перерывах между постановками и в выходные дни. Создание картин для него — процесс невероятно интимный и философский. В свои полотна Николай неизменно вкладывает эмоции и посредством живописи пытается разобраться в себе, ответить на те общечеловеческие вопросы, которыми задается каждый: кто я? в чем смысл моего существования на Земле?

Эти размышления находят свое воплощение в фактурных, экспрессивных абстракциях. Хотя абстракция здесь — определение спорное. Сам художник определяет свой стиль как ассоциативный экспрессионизм и при этом подчеркивает, что его картины реалистичны, ведь видение окружающей реальности — вопрос сугубо индивидуальный и субъективный.

Выставка Николая Гавриленко в арт-пространстве «mArs» — это уникальная возможность для зрителя увидеть спектр нетеатральных работ художника от 1990-х годов до совсем недавнего времени. Это редкий шанс заглянуть за кулисы.

Вход на выставку свободный.