Posted 21 октября 2021,, 14:38

Published 21 октября 2021,, 14:38

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

Адвокат Тягай: Законопроект о запрете сурматеринства для отдельных категорий противоречит Конвенции о защите прав человека

21 октября 2021, 14:38

Согласно новой редакции законопроекта о сурматеринстве в России к применению этой могут прибегнуть только одинокие женщины и состоящие в браке потенциальные родители. Как объяснила корреспонденту «Росбалта» адвокат, партнер и руководитель практики Sensitive Matters коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай, это положение противоречит статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающей право на уважение частной и семейной жизни. Новый закон создает условия для дискриминации лиц, которые не могут стать родителями традиционным путем, что также является нарушением статьи 19 Конституции РФ.

«Если изменения будут внесены, то не состоящие в браке партнеры, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям, не смогут стать родителями. Причем по причинам, которые адекватному объяснению не поддаются. В результате такого несовершенства правового регулирования отношения, связанные с применением технологии суррогатного материнства, не исчезнут, а просто выйдут из-под контроля государства», — объяснила Тягай.

По словам Екатерины Тягай, законопроект ставит возможность применения вспомогательных репродуктивных технологий в прямую зависимость от наличия гражданства РФ у одинокой женщины или у одного из потенциальных родителей, которые планируют завести ребенка таким путем. Это будет чревато для некоторых семей проблемами.

«Одинокие иностранные женщины и супружеские пары, в которых ни один из супругов не имеет гражданства РФ, воспользоваться услугами сурматери не смогут. В реальности это крайне затрудняет правовое положение семей, в которых у жены и мужа разные гражданства, или же их несколько. Все это требует внятного и четкого определения того, что будет происходить с отношениями, которые начались до введения норм, а продолжатся уже после того, как они вступят в силу», — подчеркнула адвокат.

По ее мнению, осложняет ситуацию и то, что в нашей стране фактически никак не определен правовой режим биоматериалов, которые используются при вспомогательных репродуктивных технологиях — это часто приводит к нарушению прав родителей и третьих лиц.

Подробнее о проблемах с российским законодательством в сфере сурматеринства «Росбалт» писал ранее.