Posted 14 декабря 2021,, 15:43

Published 14 декабря 2021,, 15:43

Modified 1 февраля, 16:39

Updated 1 февраля, 16:39

Снежный плен: кто довел Петербург до сугробов, падающих сосулек и гололеда?

14 декабря 2021, 15:43
Некачественная уборка города уже привела к нескольким пострадавшим, одна из которых находится в коме.

Петербургские коммунальщики не справляются со снежным коллапсом, несмотря на оттепель и небольшое количество осадков. Больше других страдают центральные районы Петербурга, что подтверждают как жалобы горожан, так и официальные комментарии ведомств. Между тем Смольный уличает в бездействии управляющие компании, а местные администрации — частных собственников.

Огромные сугробы действительно портят облик города, но эстетическая красота — не главное. Все больше жителей поступают в больницы с травмами из-за упавших сосулек. Среди пострадавших есть ребенок.

Корреспондент «Росбалта» прошелся по Центральному району, чтобы лично убедиться в масштабах бедствия, а эксперты объяснили его причины.

Улицы контрастов

Коммунальщики еще в начале декабря стали главной мишенью народного гнева. Однако с момента последних мощных осадков прошло больше недели, началась оттепель, столбик термометра ушел в плюс. Но с задачей уборки снега в период передышки работники, кажется, не справились.

Путь лежит от станции метро «Чернышевская». На выходе из подземки горожан встречает куча снега. Чуть вбок — Фурштатская улица. Узкая проезжая часть возле школы больше напоминает туннель, где по бокам — не бетон, а огромные сугробы, кое-где на полтора метра.

«Опасная зона. Падение снега и наледи», — предупреждают тут и там объявления на стенах внутри дворов.

Такую бумагу можно встретить, например, чуть южнее, в Гродненском переулке, 12-14. У ног валяются глыбы льда. Над входом в парадную висят сосульки. Тонкие, тающие, вряд ли убьют — но ушиб останется. Кругом — кучи снега, равно как и вдоль ул. Радищева.

Чем ближе к центральной артерии города, Невскому проспекту, тем более очищенные тротуары. Скользишь, но не падаешь. Глаз уже привыкает к огромным кучам снега на парковках — сугробы больше не диковинка. Машины с высокой посадкой еще кое-как могут припарковаться, а вот автомобили с низким клиренсом — вряд ли. По пути встречаются коммунальщики с лопатами: по одному, по трое…

Площадь Восстания и Невский — образец чистоты. Главное, не заходить в жилые дворы. Поварской переулок, находящийся совсем рядом, можно использовать как горнолыжный курорт — только места мало.

Такая же ситуация наблюдается чуть севернее главной улицы города. Чем ближе к Марсову полю, тем выше сугробы, тем более скользкие переулки. Одна женщина по пути падает. Курьеру тоже нелегко приходится: он еле тащит велосипед, о том, чтобы ехать на нем, даже не идет речи.

Состояние Марсова поля далеко от идеального. Расчищена только центральная дорога, остальные — протоптаны прохожими. Западнее, на Аптекарском переулке и Миллионной улице, набережной реки Мойки, творится снежный ад. Обе Конюшенные улицы чистые, но все в сугробах На одном из таких дети устроили импровизированную горку.

«Я не удивлена, что все так происходит. Недавно передачу видела. Сказали, что зарплата у дворников ниже, чем у курьеров. Никто не хочет работать по таким расценкам. Вот и сугробы, — поделилась эмоциями местная жительница Вера, прогуливающаяся с собакой. — Сейчас жизнь такая. На кон поставлены деньги».

По наблюдениям петербурженки, больше всего от сугробов и сосулек страдает центр, а не более отдаленные районы.

Невыученные уроки

Окраины убирают лучше, чем центр, уверен депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский. Парламентарий живет в Василеостровском районе, где замечает, по его собственным словам, большие проблемы.

«Причина одна и та же, как всегда. Видимо, власти полагали, что зимы на этот раз не будет, потому не подготовились как следует. Все еще не решена проблема с механизированной уборкой тротуаров в центре города, где выставлено огромное количество мешающих проезду конструкций. Мы видим дефицит техники, дворников. Финансирование недостаточное. К сожалению, ситуация не меняется годами», — заявил парламентарий.

Показательны данные портала «Наш Санкт-Петербург», куда горожане отправляют обращения. Только за утро 14 декабря жители оставили более 50 жалоб на сугробы и сосульки в четырех центральных районах. Рекордсменом оказался Адмиралтейский район, где зафиксировано 18 заявлений. Следом идут Петроградский (16), Центральный (11) и Василеостровский (8) районы.

Корреспондент «Росбалта» обратился в администрации с просьбой разъяснить, чем объясняются эти нарушения. К моменту публикации три из четырех ведомств ответы не направили. В пресс-службе Петроградского района переадресовали вопрос к Государственной жилищной инспекции (ГЖИ).

Контрольное ведомство дважды в неделю проверяет управляющие организации города. Звучат рекомендации форсировать уборку, но нарушения не сходят на нет.

Еще в четверг, 9 декабря, глава ГЖИ Ольга Акацевич подтвердила, что жилищные инспекторы чаще замечают недочеты в центральных районах города. Возбуждено 40 административных дел. Общая сумма штрафов дошла до 8,77 млн рублей. Изменилась ли ситуация сегодня, ведомство не сообщило. Редакция направила запрос ГЖИ, а также в комитет по благоустройству.

В Смольном не отрицают неудачи. Начальник Технического управления Жилищного комитета Андрей Джалалов назвал основные «острые проблемы», мешающие уборке снега: недостатки в мобилизации ресурсов управляющими организациями, запаркованность дворов, препятствующая технике, дефицит дворников.

Центр тяжести

Формально за уборку территорий отвечают не только частные УК, но и учреждения, напрямую подведомственные Жилищному комитету и Комитету по благоустройству. Так или иначе на затраты для работ уходят деньги горожан: через коммунальные платежи либо налоги, частично составляющие бюджет администрации.

«В отличие от предыдущих лет, в этот раз я наслаждался белоснежной зимой. Тротуары и проезжая часть все же были чаще вычищены. В садах и парках мы не видели этих авгиевых конюшен, которые образуются из-за огромных насыпей песка на дорожках. Но остается проблема — большие сугробы на парковочных местах. Причина кроется в системе организации работ, — рассказал активист движения „Центральный район за комфортную среду обитания“ Ярослав Костров. — Приведу пример. Стоят три трактора, которые сгребают снег в сугробы. А в другой части района находятся три грузовика, обязанные загружать кучи. Техника должна работать в связке, а не в двух концах района, ожидая очереди на полностью забитый снегоплавильный пункт. Организовать процесс, видимо, нет желания ни у кого».

Общественник видит проблемой ситуацию в ГУДП «Центр», подведомственном комитету по благоустройству. Предприятие отвечает за уборку улично-дорожной сети в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и еще трех районах города. СМИ сообщали о публичных конфликтах и кадровых перестановках внутри структуры, а Смольный отчитывался о регулярных ревизионных проверках и нарушениях в работе ГУДП.

«Очень плохо, что мы вошли в зиму с проблемами в предприятии. Я надеюсь, они придут в чувство, и работа нормализуется. Как вы понимаете, до конца зимы нас ждут еще не один, не два и даже не три снегопада с оттепелями попеременно», — отметил Костров.

Тем временем начали поступать сообщения о травмах петербуржцев из-за падающих сосулек. К вечеру 14 декабря СМИ сообщили по меньшей мере о четырех инцидентах, причем все — в центральных районах города: на Большом проспекте П.С., на наб. реки Мойки, на 3-й Советской улице и на Невском проспекте. Среди заявителей в травмпункты встречаются и дети. Самые тяжелые травмы — у молодой женщины, на которую обрушился лед на набережной Мойки. Теперь она в медикаментозной коме, врачи борются за ее жизнь. Однако есть опасения, что даже если пострадавшая придет в себя, то останется инвалидом.

Районные пресс-службы отчитываются о проверках инцидентов, силовики — об уголовных делах. О решениях проблемы официальные ведомства рассказывают менее охотно.

Никита Строгов