Posted 30 декабря 2021,, 10:01

Published 30 декабря 2021,, 10:01

Modified 30 марта, 08:22

Updated 30 марта, 08:22

Не только коронавирус: чем запомнился петербуржцам 2021 год

30 декабря 2021, 10:01
Вспоминаем главные события прошедших 12-ти месяцев в Северной столице — от скандальных арестов до борьбы с самокатами.

Коронавирус второй год остается главным информационным поводом в Северной столице, но все-таки минувшие двенадцать месяцев запомнились и другими событиями. В центр внимания попадали блокировки аниме, протестные акции, громкие аресты, непогода, выборы и общественные градозащитные кампании…

Вспоминаем десять главных, по мнению редакции «Росбалта», событий 2021 года в Петербурге. Получилась одновременно ироничная и трагическая подборка.

Ковидный год

В начале 2021 года Петербург застрял на плато второй волны. Тогда фиксировали максимум суточной заболеваемости, по 3,7 тыс. случаев. Впоследствии таких показателей уже не фиксировали. Следующие, менее масштабные подъемы пришлись на июль, сразу после Евро-2020, «Алых парусов» и ПМЭФ, и октябрь.

Тот же синусоидный сценарий был характерен и для ковидных запретов: ограничения то вводились, то отменялись. Апогеем стало введение осенью системы QR-кодов, вызвавших наибольшую критику. В частости, на черном рынке стали продавать поддельные сертификаты.

В целом 2021 год прошел под знаком вакцинации. Чиновники регулярно называли все новые и новые сроки достижения коллективного иммунитета, а перебои в поставках препаратов стали повседневностью. Однако необходимой защитной прослойки в обществе достичь так и не удалось.

Атаки на аниме

Японская анимация показалась петербургским прокурорам слишком подозрительной. Ведомство находило в ней пропаганду насилия, жестокости, суицида и даже нетрадиционных сексуальных практик. Судьи зачитывали сюжеты мультсериалов на «Википедии», рассматривали кадры из отдельных серий. Приглашенные профессора подтверждали опасения: детская психика такая хрупкая, смотреть аниме — нельзя.

Все могло начаться и закончиться 20 января, в день самого громкого судебного разбирательства, когда под цензорский глаз попали 49 произведений, в том числе культовая «Тетрадь смерти». Но похожие процессы продолжались в течение всего 2021 года. Блокировкам подверглись отдельные сайты, в основном пиратские.

Протесты

Поводом для массовых протестов зимой и весной стали задержание оппозиционера Алексея Навального, вернувшегося в Россию после лечения в Германии, и последующий приговор. Акции в Петербурге если и не стали самыми массовыми, хотя и достигали на пике 10-20 тыс. участников, то во всяком случае запомнились ожесточенностью. Число задержанных всякий раз насчитывало несколько сотнен.

Сотрудники ОМОН скручивали протестующих и журналистов. Многим россиянам запомнилась история Маргариты Юдиной, которую жестко ударил ногой в живот человек в форме с «запотевшим забралом». Его так и не привлекли к ответственности.

Петербургских фигурантов «дворцового дела» продолжают и сегодня судить за оскорбление полицейских и насилие.

Арест главного нефролога

Имя главного внештатного нефролога Петербурга Александра Земченкова стало известно всей стране 1 апреля 2021 года, когда стало известно об его аресте. По версии следствия, одиннадцатью годами ранее заслуженный медик убил жену Ирину, востребованного гинеколога, а затем скрыл расчлененный труп в черте города. Тогда Земченков рассказывал, что супруга ушла из дома и не вернулась. Следствие зашло в тупик. Семья обращалась к детективу, экстрасенсу и даже в программу «Жди меня». В поисках активно участвовал сам Земченков.

Расследование возобновилось, когда 92-летний отец погибшей пришел на прием к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. Следом, в марте 2021 года, силовики возбудили новое дело. Земченков отправился в СИЗО, откуда до сих пор не вышел. Семья ведет себя сдержанно и дожидается конца расследования.

Борьба с самокатами

Хотя МВД еще в 2020 году отчитывалось о заметном росте числа ДТП с самокатами, сигвеями и моноколесами, по-настоящему проблема проявилась годом позже. Сперва любители нестандартных средств передвижения сами становились жертвами аварий, регулярно попадая под колеса невнимательных автомобилистов или не справляясь с управлением, как, например, солист Мариинского театра Давид Залеев.

Но затем электросамокатчики сами начали злодействовать: жалобы на огромные скорости на узких оживленных тротуарах посыпались как из рога изобилия. Начались конфликты между пешеходами и любителями быстрой езды. Так, в мае прохожий на Невском проспекте сделал замечание таким хулиганам. В ответ его избили.

На фоне недовольства горожан силовики явились с обысками в кикшеринговые компании Северной столицы. На целые сутки средства передвижения пропали с улиц города. Вскоре Смольный ввел ограничения на скорость самокатов, с некоторых улиц и площадей пункты проката исчезли, количество нарушений снизилось.

Евро-2020

Из-за пандемии чемпионат Европы по футболу 2020 состоялся на год позже запланированного. Своеобразным символом спортивного праздника стали полупустые стадионы. Одним из них стала петербургская «Газпром Арена», где в июне и июле 2021 прошли семь матчей. Для иностранцев установили безвизовый режим, достаточно было предъявить паспорт болельщика. Отметим, что Россия выбыла с турнира 21 июня.

В период проведения состязаний в Северной столице подскочила заболеваемость коронавирусом. Но отменять чемпионат власти не стали, а Владимир Путин объяснил это решение «обязательствами государства». Финские медики впоследствии сообщили, что 10% побывавших на Евро-2020 болельщиков заразились COVID-19, что, правда, подвергли сомнению в Роспотребнадзоре по Петербургу.

Рекорды жары

Синоптики назвали июнь 2021 года самым жарким за всю историю наблюдений за погодой в Петербурге. Столбик термометра пять дней подряд обновлял вековые рекорды и поднимался до отметки в 35,9 градуса.

В попытках скрыться от зноя горожане устремились на пляжи. Уже к 9 июля утонули, по официальным данным, более 20 человек — и это в Северной столице, где отыскать легальную прибрежную зону для купания не так легко. В соседней Ленобласти к 12 июля погибли в воде более 40 человек.

Местный Роспотребнадзор рассылал релизы с рекомендациями о сокращении рабочего времени, но директивы ведомства мало кто слушал. Рабочие одного из заводов, трудившиеся в гальванических цехах, были даже вынуждены обратиться к СМИ за поддержкой, однако трудовой режим оставался прежним. Под палящим солнцем не свернулись и стройки.

В июле жара чередовалась с легкими похолоданиями, пока в августе город не накрыли проливные дожди. Осень в Петербург пришла по расписанию.

#ХованскийНеТеррорист

Силовики 9 июня ворвались в квартиру блогера Юрия Хованского, YouTube-канал которого насчитывал тогда 4,4 млн подписчиков. Задержание одиозного инфлюенсера, фаната «шуток про мам», нашло отклик в многих сердцах. На сторону петербуржца встали даже его ярые противники. Никто не верил, что уголовное дело об оправдании терроризма за глупую песню о теракте на Дубровке имеет какие-либо основания. Началась общественная кампания «#ХованскийНеТеррорист».

С июня по конец декабря блогер, принесший извинения за композицию, провел в СИЗО, откуда регулярно отвечал авторам писем. На фоне усилившейся поддержки сторонников и журналистов Хованский наконец вышел из СИЗО. Основную роль сыграла девушка блогера Мария Нелюбова, которая освещала все детали процесса, привлекала блогеров к кампании и запустила петицию, которую подписали десятки тысяч человек.

Адвокаты настаивают, что стрим, на котором была исполнена злополучная песня, транслировался задолго до внесения соответствующей статьи в Уголовный кодекс РФ. Следователи называют другую хронологию. В материалах дела фигурируют свидетели, которые, по данным СМИ, связаны с полицией. Судебное разбирательство пока не началось. Хованский сидит дома с запретом гулять по ночам и посещать массовые мероприятия, пользоваться интернетом.

Градозащитные кампании

Минувший год не оказался исключением для Петербурга, известного градостроительными скандалами: какие-то объекты сносили, а какие-то — удалось отстоять. Среди потерь Северной столицы можно вспомнить, например, снесенные бани на Гаванской улице в Василеостровском районе или сгоревшую «Невскую мануфактуру» на Октябрьской набережной при попустительстве бизнеса. Среди побед — кампанию в защиту территории бывшего стадиона «Калининец», где планировался апарт-отель вместо спортивного проекта.

Но чаще в 2021 году горожанам приходилось испытывать фрустрацию: множество проблем так и остались без решения.

Так, самым громким оказалось противостояние за Охтинский мыс, где бизнес планирует разместить деловую зону с небольшим музеем вместо полноценного археологического парка, как того требуют градозащитники. В начале года Владимир Путин выступил в поддержку идеи местных жителей, защищающих остатки средневековых крепостей и другие исторические памятники. Однако уже к концу года выяснилось, что Минкультуры не нашло инициативу целесообразной. Чиновники призывают к компромиссу, прогресса нет.

Другим резонансным объектом стала территория 800-метрового пляжа на северо-западе Васильевского острова, где планируется жилищная застройка на 143 га. Петербуржцы собрали более 8 тыс. подписей, но так и не нашли поддержку со стороны Смольного, утверждающего, что «бросить проект на полпути проблематично». Борьба с новым намывом ушла в суды.

Выборы в Заксобрание и Госдуму

Еще задолго до сентябрьской избирательной кампании Петербург отличился и попал в заголовки федеральных новостей: сотрудники УИКов увольнялись и затем оформлялись в другие, оппозиционным кандидатам отказывали в регистрации, некоторые политики «удостаивались чести» получить соперников-спойлеров. Так, Борис Вишневский получил в качестве конкурентов двух «клонов», сменивших имена и фамилии на аналогичные и даже отрастивших похожие бороды.

Сами трехдневные выборы 17–19 сентября мало чем отличалось от других плебисцитов. Общественность запомнила очереди из военных, аномальные цифры надомного голосования, погромы на участках, развернутые вбок камеры видеонаблюдения, взломанные сейф-пакеты и множество жалоб и исков впоследствии.

Дело дошло до того, что глава ЦИК Элла Памфилова регулярно выступала с гневными речами в адрес местных избиркомов, находила в рядах чиновников «пятую колонну», саботирующую выборы, призывала увольнять сотрудников-нарушителей и заводить уголовные дела.

Явка на петербургских выборах в итоге оказалась скандально низкой — 35%. Из новинок очередного созыва местного парламента — партия «Новые люди». Остальные места поделили традиционные политические силы во главе с единороссами.

Никита Строгов